Шестидесятилетнийбизнесмен из Голландии отправился покорять русский север… на велосипеде.
Трасса Москва-Архангельск. Бесконечный поток груженых фур и скоростных иномарок. Несутся, обгоняя друг другу разнообразные авто. Между ними пытается лавировать велосипедист. Груженый со всех сторон сумками и тюками, он, тем не менее, идет довольно быстро. Средняя скорость велосипеда – 20 км в час.
На велосипеде – высокий худощавый мужчина с загорелым обветренным лицом. Это голландский бизнесмен Франс Кеймер.
Нескотлько дней назад он прилетел в Россию, чтобы отправиться в необычное путешествие на север на своем велосипеде. Конечный пункт назначения Франса – Воркута. Время путешествия – 2 месяца. 8 сентября Франс должен отправится обратно в Голландию.
У Франса с собой весь джентльменский набор путешественника – палатка, походная кухня, запас воды, пакеты с супами быстрого приготовления, теплая непромокаемая одежда на случай дождя или холода. На ночь он останавливается в лесу или в поле, подальше от оживленных дорог – говорит, мешает спать транспорт. Утром с восходом солнца поднимается, садится на велосипед – и до вечера крутит педали, питаясь на ходу лишь хлебом и водой. В день Франс проходит около 100 км. Это уже шестое дальнее путешествие голландца.
Первое – из Варшавы в Гомель он предпринял в 92 году. А вообще его увлечение велосипедом началось за два года до этой поездки, можно сказать… случайно. В то время по настоянию жены он пыталсябросить курить. Чтобы как-то подавить непрестанное желание взять сигарету в руки, Франс садился на велосипед и начинал усиленно крутить педали. Ездил сначала по окрестностям ( в Голландии он живет в маленькой деревушке), и незаметно втянулся в это занятие. Через несколько месяцев страсть к курению прошла, зато появилась другая – к странствиям.
«Я прочитал книгу про двух бельгийских девушек, которые на велосипеде путешествовали по Китаю, и мне тоже захотелось отправиться в дорогу, - вспоминает Франс, - почему-то меня тянуло в Россию. Эта страна казалась мне загадочной и неизведанной».
Свою первую поездку на велосипеде Франс вспоминает с улыбкой. «Самое мучительное в этом путешествии был сам… велосипед, - вспоминает Франс, - тогда у меня еще не было опыта в покупке техники.
Я просто зашел в магазин в Амстердаме и объяснил, что мне нужен велосипед для длительных путешествий. Мне, конечно же, постарались всучить один из самых дорогих велосипедов ( стоимостью более 1000 евро)». Но в итоге, эта машина оказалась совсем не приспособленной к русским дорогам. У велосипеда были слишком большие колеса и тонкие спицы, которые часто ломались. Франс понятия не имел, как ремонтировать велосипед. Хорошо, что емувезло на отзывчивых людей.
Первая поломка произошла в небольшом белорусском селе. На счастье Франса в этом селе была школа, а при ней -мастерская. Учитель труда не только отремонтировал голландцу велосипед, но и дал с собой в придачу комплект спиц, который очень пригодился ему в дороге. «Самое ценное и интересное, что я приобрел в этом путешествии – это знакомство с русскими людьми, - говорит Франс,
- только русское гостеприимство помогло мне не умереть с голоду в этой поездке. В 1992 годув магазинах практически ничего не было. На полках стояли только банки с консервированными помидорами и огурцами, макароны и бутылки с водкой. Приходилось покупать макароны и варить их на примусе.
Еще запомнилась ночевка в гомельской гостинице. До этого я несколько ночей спал в лесу в палатке, и самое большое желание у меня было помыться. Гостиничный номер был ужасный – пахло клопами, мебель была очень старая, все стулья – на трех ножках. Но главное там была ванная. Я рванулся туда, начал мыться, но как только намылился, вода кончилась. Пришлось зачерпнуть воды из бачка в унитазе, чтобы окатиться…
Еще одно неприятное приключение произошло в самом конце поездки. Уже прилетев в Амстердам, Франс обнаружил, что его велосипед сломан – рама переломлена надвое. Но это печальное событие обернулось радостью для голландца. Он не только избавился от неудобного велосипеда, но на полученную от Аэрофлота страховку, приобрел новый – наиболее приспособленный к дальним путешествиям, на котором он ездит до сих пор.
Несмотря на трудности и неудобства, которые преследовали Франса во время его первого путешествия, он влюбился в Россию и стал бредить следующей поездкой. Перед этим он совершил тренировочную поездку по Марокко, куда онитрадиционно ездили отдыхать с супругой. В первый же день Франс покинул кемпинг и уехал в горы на велосипеде. Вернулся только перед самым отъездом домой.
Грандиозный план – отправитьсяв Китай Франс осуществил в 1995 году.
- Самое трудное было уговорить жену, - утверждает Франс и объясняет,
- разлука предстояла долгая– на 7 месяцев. К тому же, у нас семейный бизнес, и все это время жене нужно было работать за двоих.
- Как удалось ее уговорить? – спрашиваю Франса.
Он улыбается: - У меня хорошая жена.
В общем, в марте 1995 года Франс стартовал в Киеве. На этот раз он был подготовлен куда лучше. На путешественнике был комплект термоодежды, которая регулировала теплообмен, велосипед был «обут» в шины с глубоким протектором, позволявшие передвигаться по самым плохим дорогам, а также большой запас специй и приправ, благодаря которым противные макароны казались вполне съедобными.
Но самым главным в экипировке был, конечно же, новый велосипед, купленный на вырученные от страховки деньги. Он стоил еще дороже первого, но Франс всем в дороге говорил, что его цена всего 200 долларов – «чтоб не подумали, что я богач»!
«Вообще меня во многом выручало то, что люди, которых я встречал, жалели меня. Дескать, бедный голландец - у него нет денег на машину и он путешествует на велосипеде. Сердобольные россияне располагались ко мне, предоставляя кров и еду».
Чтобы добраться до Китая, Франсу пришлось проехать все среднеазиатские республики бывшего СССР. Самые большие трудности возникали у путешественника при пересечении границ. В то время шла война в Чечне и южные границы России были на замке. «Я приехал на границу, которая расположена неподалеку от Дербента, - вспоминает Франс, - но мне запретили ее пересекать.
Я ходил за пограничником и канючил, чтобы меня пропустили, тогда он просто посадил меня в грузовик и отправил обратно в Махачкалу. Там выяснилось, что в Баку я могу попасть только на самолете, который вылетает… из Москвы. Естественно, это меня не устраивало. Еще один способ попасть в Азербайджан – плыть на пароходе. Я пришел к руководству порта с просьбой отправить меня на пароходе. Там оказались очень сердечные люди. Начальник порта сам позвонил в министерство внутренних дел и попросил, чтобы меня приняли. На следующий день я пришел в министрество. Там меня выслушали, записали номер моего паспорта и дали мне бумагу о том, что я могу пересечь границу. Работник министерства при мне позвонил на пограничный пункт и сказал, что завтра я к ним приеду, и попросил, чтобы мне разрешили перейти границу.
Нужно было торопиться, и ярешил доехать до пограничного пункта на поезде. На вокзале мне подсказали, какая электричка идет до границы, но когда я приехал на конечную станцию, выяснилось, что это совсем другой пункт, и там никто ничего не знает обо мне. Пограничник даже не посмотрел на мою бумагу и отказался пропускать меня.
Меня спас грузовик, который подъехал в этот момент к таможне. Там был какой-то серьезный груз, и все бросились к нему. Я воспользовался моментом и прошмыгнул через границу незамеченным, правда, без печати в паспорте о пересечении границы.
Через некоторое время я увидел шлагбаум азербайджанской границы. Пограничник приветливо улыбнулся мне и сказал: «Добро пожаловать в Азербайджан! Хочешь мороженного»? Я немного удивился, но не отказался от мороженного, после чего меня провели к начальнику пограничного пункта. Начальник погранпункта выслушал мой рассказ на ломаном русском языке, похлопал по плечу, рассмеялся и сказал: «Спортсмен? Молодец»! Однако, оказалось, что у него нет печати, чтобы проштамповать мой паспорт. Тогда меня перевезли на другой пограничный пункт, где обыскали весь мой багаж и нашли две подозрительные вещи – баночку с витаминами и нож.
Таможенник подозревал, что таблетки имеют наркотическое содержание. Я доказывал ему, что это всего лишь витамины. В конце концов он сказал: «Ну, хорошо, давай ты съешь одну и я съем одну». Я сказал - ОК! Мы съели по таблетке и он успокоился. Потом он хотел отобрать у меня нож, предлагая вместо него…. лупу, но я отказался.
Жители Азербайджана были очень приветливы ко мне. На рынке, узнав, что я голландец и путешествую на велосипеде, многие продавцы начинали угощать меня фруктами и сладостями и радостно приветствовали меня. Ночевал я в каюте катера, а на следующий день продолжил свой путь.
В Ашхабаде оказались очень дорогие отели. Комната стоила70 долларов в день. Я попросил уадминистрации разрешения раскинуть палатку во дворе отеля. Выслушав эту просьбу администратор предложила мне снять комнату в доме ее сына за 10 долларов. Я согласился. Гостеприимные туркмены напоили меня верблюжьим молоком, утверждая, что это прекрасное средство для мужской потенции. Я не смог устоять перед такой рекламой и в итоге провел следующие 4 дня в туалетной комнате с сильнейшим отравлением.
До Узбекистана мне пришлось ехать поездом, так как сил совсем не было. Но потом все пришло в норму. Я проехал Бухару и Самарканд, любовался прекрасными постройками мечетей и медресе.
В столице Узбекистана – Ташкенте меня ждал приятный сюрприз. Моя жена прилетела на самолете увидеться со мной. Об этом я узнал из сообщения, которое ждало меня в отеле. Надо сказать, что я никогда не беру с собой в путешествия мобильный телефон. Если бы он был со мной и меня постоянно одолевали бы звонками, то поездка, наверное, потеряла бы свою прелесть. Но план моего путешествия был составлен заранее и у жены оставалась копия, так что она знала, в какое время я должен быть в Ташкенте и решила меня навестить. Я был ужасно рад, потому что за 5 месяцев очень соскучился по ней.10 дней мы провели вместе, потом я посадил ее на самолет и отправился дальше. Через пару недель я подъехал к китайской границе.
В Китае у меня было два инцидента – в первую же ночь мужчина в форме полисменаразбудил меня среди ночи, когда я в горах спал в своей палатке и потребовал убираться. Я уладил дело с помощью 10 долларов, но наутро я обнаружил пропажу фотоаппарата.
Я пошел в селение, стал искать полицию. Оказалось, что полисмен в отпуске. В итоге, местные жители провели меня к старосте деревни, и мой фотоаппарат очень быстро отыскался. Как оказалось, человек, посещавший меня ночью, вовсе не был полицейским. В Китае можно купить полицейскую форму за несколько долларов прямо на рынке. Фотоаппарат мне вернули, но вор зачем-то вытащил из него пленку, которая почти вся была уже отщелкана…
Дороги в Китае такие же плохие, как в России. Но дело усугубляется тем, что в жару асфальт размягчается и начинает приставать к колесам. Потом на него налипают мелкие камушки и передвигаться становится очень сложно. Вторая трудность – это китайские иероглифы. Выучить их у меня не было времени, и я бы непременно потерялся, так как китайцы в своей массе очень темные люди и спрашивать у них дорогу – это бесполезное дело. Выручило только то, что китайские надписи на указателях дублируются на арабском, который я выучил в Марокко. Знание арабского спасло меня, я уверенно двигался в верном направлении и за 15 дней достиг Гонконга, откуда улетел в родную Голландию.
Все путешествие от Киева до Гонконга заняло у Франса 6 месяцев. В день он проезжал около 100 км.
Вернувшись в Голландию после этого путешествия, Франс Кеймер стал инициатором создания клуба велосипедистов-путешественников, имногие европейцы по его примеру стали отправляться в путешествия на велосипедах.
Сам Франс раз в три года обязательно отправляется за новыми приключениями.
В 1998 году он ездил в Тибет. Стартовал в Варшаве и через 6 месяцев, минуя Белоруссию, Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай и Монголию доехал до Тибетской столицы Лаза..
«В этой поездке я не испытывал трудностей с продовольствием, - вспоминает он, - к тому времени уже появились макароны быстрого приготовления, к тому же я запасся пакетиками томатного супа и сухим сыром. Утром я ел армейские бисквиты, которые едят китайские солдаты. В них содержатся все витамины и необходимые организму вещества.
В этой поездке я открыл и замечательный обычай восточного гостеприимства, которыйпрактикуется у народов, исповедующих буддизм. Если путешественник спрашивает дорогу, его обязательно приглашают в дом и угощают. Так что когда я был сильно голоден, то проезжая мимо какого-нибудь селения обязательно останавливался и спрашивал дорогу. Метод работал безотказно! Также мне встретились местные кочевники, которые пасли стада яков. Они угощали меня своим деликатесом – чаем с маслом яка.
Правда, большая часть моего пути в Тибете пролегала по безлюдным местам, где единственным ориентиром были линии электропередач и по горам, где вообще не было никаких ориентиров, кроме компаса. Очень часто в горах вообще не было никакой дороги, и приходилось тащить велосипед на себе. Но особенно тяжело было на высоте, когда от разряженного воздуха трудно было дышать. Иногда, ночуя в своей палатке, я просыпался от того,что перехватывало дыхание. Впечатление было такое, как будто забыл, как надо дышать».
В 2002 году Франс путешествовал на велосипеде в Пекин,
В 2005 отправился в Магадан.
«Поездка в Магадан была для меня настоящим достижением, - объясняет Франс, - дело в том, что до меня было две попытки доехать на велосипеде до Магадана. Один парень был из Норвегии, второй из Голландии. Но оба они потерпели неудачу».
На этот раз Франс решил не просто совершить путешествие, но снять фильм о самых интересных впечатлениях от поездки. Он наметил три темы – шаманы, Гулаг и золотопромышленники.
На Колыме он встретил несколько артелей золотопромышленников и провел с ними несколько дней. Процесс добывания золота запечатлен в его фильме во всех подробностях. На память старатели подарили Франсу несколько граммов только что добытого золота. Он завернул их в бумажку и убрал в карман рюкзака. Однако, на одном из переездов, рюкзак отстегнулся и упал в реку. Пришлось вытряхивать все вещи и сушить рюкзак. После просушки Франс не нашел подаренного золота – видимо, оно выпало из рюкзака в траву.
- Какие самые сильные впечатления от этой поездки?
- Комары! – смеется Франс, - их было так много, что я даже не мог спать на кровати в гостиничных номерах. Приходилось раскидывать палатку прямо в комнате. Только так возможно было заснуть спокойно.
Еще одно впечатление – это бедность жителей севера. Работы нет, люди очень много пьют, у детей нет будущего, если они не уезжают учиться в большие города.
А еще – суровый климат, в условиях которого живут северяне. Единственный теплый месяц в году – июль был испорчен непрестанными дождями, так что Франсу приходилось каждый день мокнуть под непрекращающимся дождем. Дождь сопровождает и весь фильм, снятый опутешествии в Магадан.
О своем новом путешествии – в Воркуту Франс также снимает фильм. Пока Франс в пути только 10 дней, и впечатлений еще не очень много. Он успел побывать в подмосковном Клину, где он посетил музей Петра Ильича Чайковского и остался очень разочарованным. ( Нечего смотреть – как сказал Франс). Зато ему очень понравился Ростов-Великий. «Тихий город, очень спокойный и чистый, очень красивое озеро». В Ярославле Франс решил задержаться на несколько дней – ему захотелось осмотреть достопримечательности нашего города.
В Ярославле Франс принял решение немного изменить маршрут – вместо дороги на Вологду, он решил сменить направление и поехать в Воркуту через Кострому. «Там не такая оживленная трасса и ехать спокойнее», - объяснил он.
В больших и маленьких городах Франс находит приют либо в гостиницах, либо у своих знакомых, которых он находит по Интернету.
Перед тем, как отправиться в очередное путешествие, дома в Голландии он часами сидит в «мировой паутине», пытаясь разыскать людей, которые живут в городах, расположенных по маршруту его поездки.
Интернет-друзья в Воркуте обещали показать голландцу местную экзотику – свозить его к кочевникам, которые пасут оленей, показать бывшие лагеря ГУЛАГа, музеи посвященные узникам лагерей. Эти поездки лягут в основу нового фильма Франса о его нынешнем путешествии. Он уже придумал его название «Люди без дома» - это название объединяет икочевников, добровольно отказывающихся от удобств цивилизации ради кочевой жизни, и жертв ГУЛАГа, которые лишились домашнего уюта не по своей воле.
В какой-то мере это название подходит и к самому создателю фильма – ведь на время своего длительного путешествия он тоже становится бесприютным странником. Правда, на случай непредвиденных обстоятельств Франс каждый раззаключает договор со страховой компанией о том, что где-бы он ни был, его обязаныны доставить в московский аэропорт. «Даже если я в глухом лесу в Сибири, за мной пришлю вертолет и доставят в Москву в течение суток», - объясняет он условия. Правда, к счастью, за все 15 лет, что он путешествует на велосипеде, к услугам страховщиков прибегать ему не приходилось.
- Наверное, очень тяжело так путешествовать в одиночку. Почему бы тебе не поехать с кем-то вдвоем? – спрашиваю Франса.
Он улыбается: «Усталость и те невзгоды, которые приходится преодолевать в подобных путешествиях, делают людей раздражительными и конфликтов не избежать. Поэтому мне гораздо больше нравится быть волком-одиночкой».