Две недели в Ярославле работал венгерский фотограф Андраш Фекета. 26-летний фотохудожник вошел в дюжину лучших фотографов мира по рейтингу World Press Photo. В Ярославль он приехал для съемок работ по проекту на грант этой организации. Мы встретились с Андрашем во время одной из его фотосессий.
-Андраш, как получилось, что ты стал жить в России?
- Я живу в Москве уже больше двух лет. Вообще-то я наполовину русский. Моя мама из Нижегородской области. С отцом она познакомилась во время учебы в Ленинграде, вышла замуж и уехала в Венгрию. Папа по профессии инженер, когда мне было 10 лет, он приезжал по работе в Москву, и мы жили здесь в течение года. Я закончил филологический факультет университета в Будапеште, изучал русский язык и литературу. Хотел освоить русский в совершенстве, поэтому вечерами брал словарь Ожегова и читал с его помощью 10-томник Чехова, новые слова записывал в тетрадку.
После окончания университета, я приехал на стажировку в Москву. Там начал снимать для журнала «Афиша», подружился с художественным редактором журнала. Два года спустя, я приехал уже на работу, получив аккредитацию от венгерского журнала «Фоторепортер», и сейчас снимаю для многих столичных и зарубежных изданий: «Афиша», «Афиша-мир», «Вог», «GQ», французские журналы «Marie Claire», «Le Monde 2», английская газета «The Daily Telegraph».
- А где ты учился фотографировать?
- В общем, начиналось все с увлечения, я снимал с детства и мечтал быть фотографом. Сначала снимал на черно-белую пленку, потом стал работать с цветом. Но в Венгрии нет учебных заведений, где бы обучали искусству фотографии, поэтому, можно сказать, что я самоучка. В Будапеште не так много изданий, где можно размещать свои фотографии, да и стимулов для роста нет. Обычно фотографы достигают какой-то планки и останавливаются в развитии, почивают на лаврах. Меня это не устраивало, поэтому я уехал в Москву. Но еще живя в Будапеште, я пытался как-то расшевелить наших фотографов, внести свежую струю. Мы вместе с моим другом Ласло Гергей создали фон “Lumen”, цель которого – пропаганда современного языка фотографии. Мы хотели вывести наших фотографов из их мастерских и лабораторий, показать их обществу. Сделали три крупных проекта.
Самый интересный, это, пожалуй «Один день из жизни Будапешта». 26 фотографов снимали столицу в течение 24 часов, начиная с 0 и до полуночи следующего дня. Потом лучшие работы размером 120 на 180 см вывесили на щитах в парке отдыха, разместив их по хронологии по минутам. Получилось очень интересно. - Расскажи о своих работах в Москве. - Во-первых, я много занимаюсь портретами. Снимаю для «Афиши» известных режиссеров и актеров, еще у меня было несколько больших проектов. Это съемки на «Мосфильме», где я практически безвылазно снимал около месяца, если можно так выразиться, будни киностудии. Потом журнал разместил мои снимки на 15 страницах. У меня было несколько заказов на съемки иллюстраций для путеводителей по городам – Москва, Рим, Милан, Хельсинки, Афины. Это были очень интересные поездки, когда ты целыми днями бродишь по городу, ищешь красивые ракурсы, экспериментируешь. Хотя меня больше привлекает репортажная фотография. У меня есть свои проекты. Это большая фотосессия о жизни крымских татар, проект о московском ипподроме, еще – ночная жизнь Москвы. Это молодежные клубы, неформальные тусовки. Кроме того, что я публикуюсь в журналах и газетах, у меня было несколько персональных выставок в доме фотографа на Остоженке.
- Андраш, почему путеводитель по Москве заказали иностранному фотографу? Неужели не нашлось «пророка в своем отечестве»?
- Все очень просто. У западных фотографов совсем другой взгляд на вещи. Когда человек приезжает из-за рубежа, он снимает по-другому, привносит свои впечатления, показывает привычные вещи в необычном ракурсе. У русских фотографов очень сильно влияние традиционной классической школы фотографии, поэтому многие журналы предпочитают работать с иностранцами, у которых более свежий взгляд.
- Расскажи о проекте World Press Photo в котором ты сейчас участвуешь.
- Каждый год это международное агентство выбирает 12 лучших фотографов со всего мира в возрасте до 30 лет. Всем дается одно задание – сделать фотосессию на определенную тему. В нынешнем году это тема «гордость». Каждый должен проиллюстрировать это понятие так, как он его понимает. Я выбрал тему военных, потому что, как мне кажется, военные – это люди, которые гордятся своей страной, своим статусом, здесь многое связано с патриотизмом. Для съемок я выбрал три города – Москву, Рязань и Ярославль. В Рязани я снимал десантный полк, в Ярославле – патриотический клуб «Защитник», который работает с молодежью. Встречался со многими ветеранами афганской и чеченской войны, был в семьях офицеров, снимал сцены домашнего быта военных. Все это очень интересно.
- Какие впечатления остались от Ярославля?
- По сравнению с Москвой очень тихо и спокойно, вдоволь подышал свежим воздухом. Но вот работать здесь было гораздо сложнее. В столице у людей немного другое мышление, там легче договориться о съемках, люди быстрее идут на контакт, сами хотят попасть в журнал или в газету. В провинции все иначе: все чего-то боятся, опасаются, особенно, когда узнают, что фотографии будут опубликованы на западе. Приходится тратить гораздо больше времени на то, чтобы расположить человека к себе, чтобы он пошел на контакт, раскрепостился и перестал бояться камеры. Приходилось много общаться, разговаривать, но в принципе, это тоже неплохо – за эту поездку я узнал много интересного и полезного для себя об армейской жизни. Эта информация пригодится мне для резюме, которое нужно будет писать в рамках этого проекта. - А где будут опубликованы эти фотографии? - В ноябре мы должны будем представить свои работы на мастер-классе в Амстердаме. Там соберутся самые знаменитые и маститые фотографы, которые и будут оценивать и обсуждать наши проекты. Затем, по итогам этого мастер-класса, будет издан каталог работ лучших молодых фотографов мира. Это ежегодник, который периодически выпускает World Press Photo. Попасть туда – очень престижно. Затем лучшие работы будут публиковаться в различных западных изданиях.
- А какие у тебя планы после того, как закончится мастер-класс?
- Хочу уехать в Лондон. Это один из центров мировой фотографии. Там очень много фотографический школ, много классных фотографов, есть чему поучиться. И в то же время там большая конкуренция, что тоже очень хорошо для творческого роста. У меня уже есть договоренности с некоторыми журналами, где я буду работать как фри-ланс. А потом, года через два, наверное, приеду обратно в Москву.
- А в Венгрию, домой, уже не вернешься?
- Я очень люблю свою страну, но для творческого роста там нет перспектив. Да и жизнь скучноватая, хотя, конечно, в бытовом плане гораздо более комфортная, чем в России. Но, честно говоря, мне там скучно. В Венгрии я хотел бы отдыхать, а работать на западе или в России.
- Правда ли, что Венгрия лидирует по количеству самоубийств среди стран Восточной Европы? И с чем это связано?
- Я тоже слышал такое мнение. Думаю, что это связано с историческим положением венгров. Ведь, начиная с 16 века, Венгрия не имела независимости, и постоянно находилась под чьим-то влиянием. После второй мировой войны, страну буквально разорвали на части, передав ее земли соседям – Сербии, Словакии, Румынии, Пенсельвании. Сейчас за пределами Венгрии живет 6 миллионов венгров. Это все, конечно, отразилось на национальном характере. Венгры, по натуре очень веселые, жизнерадостные и активные ( ведь в средние века и раньше они были кочевниками, и завоевывали многие европейские страны), стали все больше поддаваться пессимистическим настроениям. Очень тяжелыми были и последние 10 лет, когда распался Варшавский договор, и Венгрии пришлось вновь завоевывать свой статус в Европе. Очень многие люди стали заниматься бизнесом, и работали практически нон-стоп, чтобы прокормить семью, сколотить какой-то капитал. Люди просто очень устали. Но теперь Венгрия вошла в Евросоюз, к чему она очень стремилась все последние годы, и это стало очень позитивным событием в жизни страны. Сейчас в стране происходит экономический и моральный подъем. Когда я приезжаю домой, я чувствую, как изменилось настроение людей, они стали более раскованные. Настроение в обществе более позитивное, радостное, и это дает повод для оптимизма в отношении будущего Венгрии.
- А как сейчас относятся к русским? Нет ли такого негатива, как во многих бывших советских республиках?
-Пожалуй, такое отношение было первые два-три года после распада Варшавского договора, но сейчас люди все больше поворачиваются лицом к России. В школах опять стал популярным русский язык, на венгерский язык переводится очень много русской литературы, в том числе и современных авторов. Очень популярен, к примеру, Венедикт Ерофеев. Да и русских сейчас в Венгрии очень много – приезжают отдыхать на наши курорты. Так что, мне кажется, время все расставило на свои места, и сгладило острые углы в отношениях между нашими народами.
Елена БАТУЕВА.
|