О том, как правильно поминать усопших, рассказывает
настоятель Яковлевского Благовещенского храма города Ярославля протоиерей
Георгий Лапшин.
В течение поста Церковь установила специальных дней
поминовения усопших. Это, так называемые, родительские субботы. В эти дни мы
совершаем память всех усопших православных христиан. Церковь напоминает о том,
что у Бога все живы, не случайно в православии принято называть покойника не
умершим, а усопшим. Мы называем их усопшими, так как верим в то, что все они
воскреснут в последний день, который наступит после второго пришествия Иисуса
Христа.
А потому в ходе поста
и покаяния, нам следует вспомнить и о наших усопших, примириться с ними,
помолиться за них, чтобы совершать пост с чистой совестью.
Что такое
родительская суббота? На специальной
Литургии мы вспоминаем всех усопших от века отец и братиев наших. И тех, у
кого, может быть, уже род закончился, и за них некому молиться. Любая заупокойная служба, прежде всего,
заставляет живых задуматься о той тайне смерти, которая ожидает всех нас.
Как правильно поминать усопших? Лучшее поминовение для наших
близких – это молитва. Поэтому, в день поминовения усопшего лучше всего сходить
в церковь, заказать панихиду, дома почитать за него Псалтырь, а не поминать его
спиртными напитками. Ведь наши родные и близкие очень нуждаются в наших
молитвах. Также Церковь призывает не скорбеть безмерно об ушедших близких, а
верить, что их смерть – это временное состояние, и в последний день они
воскреснут.
Многие задают вопрос:
как нужно относиться к смерти? Прежде всего, нужно помнить, что смерть – это
переход из одной жизни в другую. Что мы собираем в этой жизни, какой багаж
накапливаем, к чему наше сердце стремится здесь – с тем мы будем жить и там.
Конечно, имеется в виду не вещественный багаж, потому что материальные
сокровища мы не сможем взять с собой после смерти. Как рождается человек
голеньким, ничего не принося с собой из утробы матери, так и уходит из этой
жизни, ничего с собой не забрав, кроме того духовного багажа, духовных
накоплений, по которым он будет судиться и на последнем Страшном суде, и по
своей смерти перед престолом Божьим.
Как Господь
говорит: в чем застану, в том и сужу. То есть, что мы тут посеяли, то мы и
будем пожинать. Вообще смерть как бы поднимает планку жизни, потому что живем
мы один раз здесь, на земле, и мы не можем заново родиться, заново прожить
жизнь. Поэтому мы должны мириться со своими недругами, потому что перейдя этот
рубеж, мы уже не сможем простить и примириться, совершенствоваться в добре.
Ведь Господь дал нам эту жизнь, чтобы мы обретали Бога, и как можно меньше
делали ошибок здесь, на земле, чтобы путь к Богу и свету был более прямым.
Древние говорили «Monento moro» – помни о смерти. К сожалению,
сейчас это выражение трактуется превратно – что все в жизни надо попробовать.
Но на самом деле, жизнь настолько коротка, что было бы глупо распыляться на
какие-то страсти и грехи, которыми мы пленяемся. Ведь это все равно, что
провести жизнь в плену. Мы хотим жизни свободной, полной, но почему-то нынешний
век понимает свободу, как порабощение себя страстям, и если раньше говорили,
что человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить детей, то в
нынешнее время, к сожалению, иные ценности: человек хочет попробовать
наркотиков, алкоголя, неограниченно блудить и так далее. И, в конце концов, жизнь
укорачивается, и человек гибнет из-за собственных удовольствий. Когда, к примеру, я отпеваю усопших, я все время задумываюсь
над краткостью жизни, что жизнь настолько скоротечна, что не хочется тратить ее
на какую-то ругань, сплетни, междуусобицы. Нужно прожить жизнь в радости и
душевном покое. А покой в сознании православного христианина означает жизнь в
Боге. И находясь в этом состоянии, человек начинает видеть свои недостатки,
грехи и начинает работать над собой. А то сознание, что исправляя себя, он приближается к Богу, и
приносит покой в душу православного христианина.
Беседовала Елена БАТУЕВА.
|