|
13 апреля – начало Страстной седмицы.
О страстной седмице рассказывает
ярославский священник Олег Скворцов.
Страстная седмица, которая началась
в нынешний понедельник – последняя
неделя перед Пасхой. Все дни на этой неделе связаны с воспоминаниями последних
событий земной жизни Иисуса Христа. Основное событие – на этой неделе – это
Великий четверг, в который вспоминается Тайная вечеря, которую Спаситель
совершил со своими учениками.
В этот день апостолам открылся
смысл слов, которые Иисус говорил им еще год назад, когда Он насытил пять тысяч
людей пятью хлебами: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти
Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едущий
мою плоть и пиющий мою кровь имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день». Совершая с учениками
Пасху, Спаситель благословляет хлеб и вино, и говорит: «Вот это плоть моя, вот
это кровь моя». Непонятные тогда, год назад слова, теперь становятся ясными для
учеников. Подобно тому, как Христос является двусоставным – Бог и человек в
одном лице, также хлеб и вино на тайной вечере приобретают двойную природу. То
есть становятся богочеловеческими, хотя внешне с ними не происходит никаких
метаморфоз.
Раздавая ученикам на тайной вечери
хлеб и вино, Христос говорит: «Сие творите в мое воспоминание». Это событие
положило основание Церкви как мистического тела и крови Христова. Собственно
говоря, причастие - это и есть тот самый «хлеб насущный», о котором говорится в
молитве «Отче наш», которую дал ученикам сам Христос. Просьба о хлебе насущном
– это просьба о причастии.
В Великий четверг многие христиане
стараются причаститься, но неправильно считать, что в этот день дается
«причастие на весь год». Это лишь установление тайной вечери, которая потом будет
повторяться каждую литургию.
Если сравнить Великий пост с горой,
то Великий четверг – это тот уступчик, с которого уже реально видно вершину этой
горы – Пасху Христову. Все быстрее разворачиваются события последних дней
земной жизни Иисуса Христа. Вечером в четверг
читаются 12 отрывков из Евангелий, повествующие о страстях Господних. Это
места, в которых рассказывается о последних часах Спасителя перед распятием – о
взятии под стражу, о допросах, и так далее. Вечерняя служба особенно
напряженная из-за переживания этих страшных событий.
Великая пятница – день, когда
вспоминаются страдания, или страсти Христовы на кресте. В этот день не служится
литургия, а читаются «Царские часы», которые названы так, потому что на них
обычно присутствовал император. Вечером бывает крестный ход с плащаницей
Спасителя, который символизирует погребение Иисуса Христа. Плащаницу обносят
вокруг храма, вспоминая положение Господа
во гроб, и при этом читается канон, который называется «Плач Божьей Матери».
В субботу совершается обычная литургия,
перед которой священники переодеваются во все белое. Этот обычай пошел от
древних христиан, у которых было принято в этот день крестить оглашенных, готовых
к таинству крещения. Сама же пасхальная литургия служится в красных облачениях,
символизирующих воскресение Христа.
В субботу перед пасхальной службой
уже освящают куличи, пасхи и крашенные яйца. Обычай красить яйца пошел от Марии
Магдалины, которая принесла красное яйцо императору Тиберию, проповедуя
христианство. Яйцо – это символ зарождающейся жизни, символ спасения. Оно также
символизирует сошествие Спасителя во ад и воскресение Христово. Как из яйца
выходит новая жизнь, так и Христос рождается заново после Своего воскресения.
Хотелось бы сказать несколько слов
о распространенном среди не церковных людей обычае ездить в пасхальное
воскресенье на кладбище. Обычай этот зародился в советские времена, когда
власти специально подменяли церковную службу посещением кладбища.
На самом деле, Пасха и последующая
за ней неделя посвящается целиком и полностью Христу. В пасху даже не принято
отпевать умерших, а в последующие дни отпевание проводится по особому,
пасхальному чину. Поминовение усопших переносится на так называемую Радуницу,
которая отмечается через неделю после Пасхи.
Чтобы позаботиться о своих усопших,
по-настоящему помолиться о них, нужно сначала вспомнить об источнике жизни и
нашего воскресения Христе, о том, на Кого возложено упование, воздать ему
честь, а потом уже идти на кладбище. Тогда наши молитвы будут угодны Богу.
Беседовала Елена БАТУЕВА.
|
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (13-Апр-2009)
|
Просмотров: 2682
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|