Антипасха. Радуница. Неделя жен-мироносиц. О праздниках рассказывает священник Олег Скворцов. Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой или Фоминой неделей. Этот день связан с воспоминанием апостола Фомы, который не поверил в воскресение Христа, и сказал, что пока я не вложит своих рук в раны Спасителя, не поверит, что это действительно Он. Христос предложил ему это сделать со словами: «Не будь неверующим, но верующим»! И когда апостол Фома признал его истинным Богом, сказал: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны не видевшие, но поверившие». Это воскресенье в народе получило название «Красная горка». Это был первый день, когда после Великого поста разрешается совершать таинство венчания. В этот день после Литургии заканчивается Светлая седмица, закрываются царские врата, прекращается праздничный чин богослужения. Первый вторник после Антипасхи - Радуница. В храмах совершается вселенская панихида, поминовение всех усопших. В этот день первый раз после Пасхи разрешается посетить кладбище, «похристосоваться» с умершими близкими людьми. Само слово «Радуница» произошло от слова радость, которую принесло всем воскресение Христово. В эти праздничные дни, живые делятся с умершими своей пасхальной радостью в надежде всеобщего воскресения. Третья неделя по Пасхе – воскресенье, посвящено женам- мироносицам. Это женский день в православном календаре, можно сказать, «православное 8 марта». Первыми, кто встретил Христа после его воскресения, были женщины - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия, Иоанна, Марфа, Сусанна, и другие. Они раньше апостолов пришли и увидели ангелов на гробе Спасителя. Этот праздник – воспоминание о подвиге веры женщин. Не случайно Христос первым явился именно им. Этим Спаситель как бы дал нам понять, что роль женщины ничуть не меньше мужской. Поэтому те, кто пытаются принизить женщин, как некое второстепенное по отношению к мужчинам существо, не правы. Как сказано в писании, во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, ни эллинов, ни греков. Во всей истории человечества женщины играют ключевую роль. Через первую женщину - Еву - в мир вошел грех – она первая усомнилась в праведности Бога. На самом деле в Едемском саду произошло не просто вкушение какого-то плода, а отказ от свободы, потому что истинную свободу человек получает только в Боге, и без Бога свобода человеческая – это власть греха в нем. Искуситель предложил Еве не быть согласной с волей Бога, и через этот протест в мир вошел грех. Но если грех вошел через женщину, то и спасение в мир тоже пришло через женщину – Богородицу Марию, и первые, кто встретил воскресшего Христа тоже были женщины. Хотелось бы, чтобы в это воскресение всех женщин поздравили с праздником, с православным женским днем. Хотя, конечно, смысл у него немного другой, чем у гражданского праздника, который отмечается в марте. Все православные праздники связаны с самым главным обетованием – спасением человека. И женщины в этом свете прославляются за то, что первыми уверовали в Спасителя мира Христа. Беседовала Елена БАТУЕВА.
|