О церковных праздниках рассказывает
ярославский священник Олег Скворцов.
14 мая праздник иконы «Нечаянная радость». С этой иконой связана
история о разбойнике, который получил от Богородицы духовную радость и оставил
свой греховный промысел. Нечаянная радость – это благодать святого духа,
которую получает каждый, кто искренне с верой прибегает к Богу, особенно в эти
светлые пасхальные дни.
18 мая - праздник иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Это икона
поздняя, 19 века, и смысл ее в отражении таинства евхаристии. На иконе Младенец
Христос находится в чаше, которую держит Богоматерь.
Сейчас очень распространено
поверье, что эта икона помогает от недуга пьянства. Связано это с историей,
которая произошла в 19 веке с одним солдатом, сильно подверженным недугу
алкоголизма. Во сне он увидел святого старца, который велел ему отправляться в
некий город и молиться перед иконой Богоматери «Неупиваемая чаша». К тому
времени от сильного пьянства у него даже отказали ноги. Он практически приполз
в тот город, и попросил настоятеля местного монастыря показать ему икону
Неупиваемая чаша, но об этой иконе никто не знал. После долгих поисков все же
обнаружили образ Богоматери с таким названием, и после того, как солдат
приложился к ней, он исцелился и от алкоголизма, и от болезни ног. Благодаря
этой истории возникла традиция прибегать к этой иконе, чтобы молиться за пьяниц,
но хочется подчеркнуть, что икона напрямую с этим не связана. На самом деле она
напоминает нам, что в той чаше, которую священник выносит для причастия, действительно
находится Сам Христос, и принимая причастие, мы принимаем не просто хлеб и
вино, а Самого Бога. И это очень важно. На
этой земле Христос не только стал человеком, Он предлагает себя человеку в пищу,
чтобы человек стал частью Христа.
К сожалению, в последние годы у нас
усилился некий практический подход к иконам: Одна икона якобы помогает от одной
болезни, другая от другой. Но это не совсем правильно. Цель Бога – это не
решить земные человеческие проблемы, не для этого Он приходил в этот мир. Не
случайно, когда дьявол предложил ему сделать камни хлебами, Он ответил: «Не
хлебом единым жив человек». То есть Господь пришел дать главное - познание Бога,
через таинство евхаристии, которое Он заповедал на тайной вечере. На этом и
должна быть сосредоточена вся человеческая жизнь.
Праведники Ветхого Завета не имели такого утешения как христиане, тем
более поражает их верность Богу.
19 мая Церковь вспоминает ветхозаветного праведника Иова Многострадального.
В Ветхом Завете повествуется о том, как на совет к Богу среди прочих приходит
сатана и говорит: «У Тебя есть праведник Иов. Если ты дашь мне его побольше
искушать, то он перестанет быть праведником». Господь ответил ему, что Он
уверен в этом человеке, но тем не менее, дал сатане позволение искусить Иова. И
вот на человека, у которого до этого было все – дети, дом, жена, большое имущество,
начинаются, как снежный ком сыпаться несчастья. У него гибнет урожай, падает
скот, умирают дети. Под конец он и сам теряет здоровье – заболевает проказою. В
общем, теряет практически все. Его жена, которая ропщет на Бога, за то, что Он
допустил такие несчастья, требует от своего мужа: «Похули Бога и умри». Но Иов отвечает:
«Бог дал – Бог взял. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века».
Он находит в себе силы не впасть в
отчаянье, несмотря на такие тяжелые обстоятельства, потому что его вера держится не только на том, что Бог ему что-то
дает, она выше этого. В этом и заключалась праведность Ветхого Завета –
безусловное упование на Бога.
21 и 22 мая Церковь
вспоминает двух великих святых - Иоанна Богослова и святителя Николая. По
отношению к этим святым можно сделать вывод о нашем обществе. Каждый из них
имеет свою особенную черту. Иоанн Богослов именуется апостолом любви, а
святитель Николай чудотворцем. Как правило, на службу Иоанну Богослову не
приходит много народу, а вот в день Николая чудотворца храмы полны. О чем это
говорит? Что наш народ больше жаждет чудес, чем любви. Хотя именно любви и не
хватает современному обществу. Апостол Иоанн Богослов – это человек, написавший
самое загадочное из четырех Евангелий, он же – автор Апокалипсиса - книги о
последнем суде Божьем, один из «камней», на которых держится духовная жизнь
Церкви.
В наше время чудес предостаточно. Но чтобы различать чудеса – от Бога они
или нет, надо иметь какой-то критерий. И этим критерием как раз и является
любовь. Проблема упирается в то, что многих святых почитают потому, что они
творили чудеса. А это в жизни совсем не главное. В Евангелии есть такое
предсказание: «По мере увеличения беззаконий иссякнет в людях любовь». Это как
раз то, что происходит на наших глазах сейчас.
Апостол Иоанн Богослов говорил: «Боящийся несовершенен
в любви». То есть смысл духовной жизни не в том, чтобы бояться нарушить
какие-то правила и законы, а в том, чтобы научиться любить. А источник любви –
это Христос, которого мы находим в том же самом таинстве евхаристии – «неупиваемой
чаше». Перед смертью Иоанна Богослова, его
ученики спросили его: «Как нам жить?» Он ответил им: «Любите друг друга и будет
с вас». Любовь – это единственное, что
может помочь человеку в беззакониях, а для того, чтобы научиться ей, мы можем
обратиться к апостолу Любви –Иоанну
Богослову.