О праздниках рассказывает
ярославский священник Олег Скворцов.
3 июня Православная Церковь
чествует Владимирскую икону Божьей Матери. По преданию, эта икона как бы
единственный прижизненный портрет Богородицы, написанный с натуры. Он был
исполнен евангелистом Лукою на доске того стола, за которым обедал сам Иисус
Христос со своей Матерью и праведным Иосифом. Взглянув на свой образ,
преподнесенный Ей в дар художником, Богоматерь произнесла свои пророческие
слова: «Отныне ублажат Меня все роды», и добавила: «Благодать Рождшегося от
Меня и Моя с сею иконою да будет». В Х11 веке эта икона была перевезена из
Константинополя в Киев, а потом патриарх царьградский Лука Хризоверх прислал е
великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который затем передал ее своему
сыну Андрею. Как рассказывает летописец, икона, помещенная в храме в Вышгороде,
сошла со своего места и стояла посреди церкви прямо в воздухе. Князь Андрей
решил, что Богоматерь желает переменить место пребывания Своей иконы и перевез
ее во Владимир, отчего икона и получила название Владимирской. От этой иконы
было множество чудес, особенно во времена монголо-татарского нашествия. 21 мая по старому стилю
– это день избавления Москвы от нашествия татар в 1521 году, которое произошло
чудесным заступлением Владимирской иконы. В Москве, в Успенском соборе и
хранится до сих пор эта икона.
В тот же день, 3 июня, празднуется память равноапостольныx царя Константина и
матери его Елены. Во времена царствования Константина, закончились гонения на
христиан в римской империи. Можно сказать, что благодаря ему и его матери,
сохранилась православная вера, так как остальные правители пытались стереть с
лица земли представителей христианской веры.
Царь Константин, как император председательствовал
на первом Вселенском соборе. И именно он утвердил основной догмат Православия -
символ христианской веры, в том виде, в котором мы его имеем сейчас. Интересно,
что сам царь Константин, который всю жизнь вел политику по поддержке
христианской церкви, окрестился только за два дня до своей смерти. Он долго не
принимал крещение, хотя всячески способствовал продвижению христианской веры, и
не мог не знать евангельских слов о том, что кто не родится от духа святого,
тот не наследует царства небесного. Но он понимает, что без воли Божьей ничего
не происходит, у него было полное доверие к Богу, и, чтобы не нарушить обетов,
данных при крещении, он окрестился только тогда, когда врачи ему сказали,
что жить ему осталось два дня. Тогда
Константин вызвал епископа, который его и окрестил.
Елена и Константин известны также
тем, что они отыскали в Иерусалиме и воздвигли крест, на котором был распят
Иисус Христос. При них христианство
стало официальной религией.
5 июня Православная Церковь вспоминает всех святых,
просиявших в земле Ростово-Ярославской. В сонме ярославских святых – наших
земляков очень много знаменитых и почитаемых всем миром людей. Это полководцы
Александр Невский и Федор Ушаков, углический царевич Димитрий, митрополит
Агафангел, патриарх всея Руси Тихон. Но есть среди наших святых люди, которые
по происхождению не были русскими, были иноверцами, и приняли православную веру
только во взрослом возрасте. Это, к примеру, Петр, царевич Ордынский, который
был сыном татарского хана. Кстати, и сыновья святого князя Федора, чудотворцы
Давид и Константин, тоже были наполовину татарского происхождения, так как
Федор был женат на дочери татарского хана.
Это еще раз напоминает нам о том,
что святость – это не принадлежность к какой-то национальности, а вопрос о
внутреннем духовном зрении, которое у человека раскрывается, когда он
по-настоящему и искренне принимает веру .
7 июня – праздник, который можно по праву назвать днем рождением
Церкви - день святой Троицы.
В этот день действительно родилась
христианская Церковь, поскольку на апостолов сошел святой дух, и они
отправились с проповедью христианства в другие страны. Как сказано об этом
событии в деяниях святых апостолов, ученики Христа собрались все вместе для
молитвы, и на них сошел святой дух в виде огненных языков. В тот же миг они
получили дар говорения на разных языках. Смысл этого дара, который послал им
Господь, заключался в том, чтобы их христианская проповедь была понятна людям
различных национальностей, чтобы они могли донести дела Божьи до каждого
человека, проповедовать все народам, населяющим землю.
Также апостолам необходимо было
укрепление их духа, поскольку многим из них была уготована мученическая смерть.
В дальнейшем, ученики Христа разошлись по разным странам, обратили в
христианство множество народов. Одновременно с христианской проповедью, они
рукополагали епископов, пресвиторов и дьяконов, таким образом, создавая костяк
христианской Церкви, на котором она зиждется и
в настоящее время.
Праздник сошествия святого духа на
апостолов получил название Троицы, потому что в этот день явилась третья
ипостась Бога – святой дух.
Мы вспоминаем это событие каждый год, но это не значит, что
каждый раз святой дух заново сходит на людей. Схождение святого духа было
только один раз, а празднуем мы завершение домостроительства Церкви. После
сошествия святого духа на апостолов, собрание христиан перестало быть просто
собранием по принципу, который заповедал
Христос «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», а оно
становится одухотворенной Церковью. Это одухотворенное собрание, потому что в
нем присутствует святой дух, причем, присутствует не по нашему желанию, а по
устроению Бога – ибо «дух святой, где хочет, там и дышит».
По установлении Церкви, перед
праздником Троицы в течение 50 дней не читается молитва на призвание духа
святого «Царю Небесный». Это установлено для того, чтобы дать человеку
возможность «соскучиться» по этой молитве. Ожидание праздника – это время глубинного осмысления духовных путей Церкви,
для того, чтобы человек, посредством этого мог внутренне измениться.
Для духовного совершенства нужно
время. Оно не может произойти в одночасье. Поэтому и праздники церковные
повторяются каждый год – это позволяет человеку каждый раз по-новому осмыслить
значение того же самого праздника,
разобраться с его сутью. Также и с молитвой: время ее отсутствия - это
как бы духовное голодание, ожидание схождения святого духа, и это приближает
наше внутреннее состояние и ощущения к тому времени, когда ученики ожидали
обетованного Христом святого духа.
Троица – пятидесятый день после
Пасхи, всегда приходится на воскресенье. Исчисление этого дня сложилось
исторически. Пятидесятница была
еврейским праздником – на 50-й день исхода евреев из Египта, им было дано
Синайское законодательство. Именно в этот день Моисей получил заповеди на горе
Синае. И именно в этот день – пятидесятый после христианской Пасхи, произошло
сошествие святого духа на апостолов.
Празднику Троицы всегда предшествует Троицкая родительская суббота. В
нынешнем году она отмечается 6 июня. Так всегда бывает перед большими
праздниками, что мы вспоминаем своих усопших, как бы отмечаем этот день вместе
с ними. Для воспоминания усопших специально выделен обособленный день, чтобы не
вносить минора в радостный мотив праздника.
При этом, на поминальной службе следует осознавать, что мы молимся за
тех людей, которые как бы уснули, не ушли от нас навсегда, но находятся просто
в другом измерении, не доступном нам сейчас. К сожалению, современный мир слишком материализован и его отношение к
смерти слишком трепетное и чувственное.
На самом деле, смерть не страшна до такой степени, в какой это кажется мирскому
человеку.
Уход человека из этой жизни еще не
есть смерть. Смерть наступает тогда, когда человек духовно умирает, когда он
уже не может любить. Смерть – это отсутствие Бога. А наши усопшие, наоборот,
находятся в присутствие Божьем, и по
прошествии какого-то времени, мы с ними
соединимся.
Физическая смерть обусловлена
наличием греха в человеческой жизни. Это результат нашего падения. Но в то же
время, она нам необходима. Потому что, если бы мы не умирали, вряд ли бы
человек задумывался о своей жизни. Наличие смерти - этот духовный фактор,
который позволяет человеку задуматься о
жизни сейчас и перестать бояться смерти. При этом в сознании человека начинают
преобладать другие критерии важности и серьезности жизни, он перестает
относиться к смерти, как к какому-то концу, понимает, что это лишь продолжение
жизни в новой, иной, духовной ипостаси.
Беседовала Елена БАТУЕВА.