В Кинешме Ивановской области священник выучил цыганский язык
и проповедует среди цыган.
Шараса шараса тут
Свентаы Чай Масхари и патякераса Тыро Свенто Муй
Лэстар же Ту бечавэса
лачипэн саренге кон авела ке Ту.
Так звучит на цыганском языке молитва к
Богородице. Перевел эту молитву для цыган кинешемский священник отец Димитрий
Иванов, который более десяти лет проповедует Православие цыганам. Сам отец
Димитрий, его супруга и старшая дочь свободно говорят по-цыгански, и местные
рома считают его «своим батюшкой».
Отец Димитрий верит
в то, что его миссионерская деятельность среди цыган – это Божий промысел.
Бывший врач-терапевт следственного изолятора города Иванова, 12 лет назад решил посвятить себя Богу и принял священный
сан. Молодой батюшка с семьей был направлен для служения в город Кинешму
Ивановской области в храм благоверного князя Александра Невского.
«Поселились мы с
матушкой и детьми в микрорайоне, который местные называют «Америка», -
рассказывает батюшка, - в этом местечке проживает очень много цыган. Приходилось
видеть, как цыгане заходили в храм помолиться или освятить куличи и яйца на
Святую Пасху, но было ясно, что многое в Православии им пока непонятно или
неизвестно. И глядя, на них, я думал: вот святитель Иннокентий ездил на Аляску
просвещать алеутов. Претерпевал страшные трудности, холод и голод ради
просвещения народов Сибири и Дальнего Востока. А вот тут, рядом с нами наши
местные алеуты, и ехать никуда не надо и они тоже нуждаются в слове Божьем».
Цыгане же, будто почувствовав настроение батюшки, стали все
чаще заглядывать в храм. Одна из них – малограмотная и бедная цыганка Шура,
стала учить его цыганскому языку. «Дело поначалу шло не очень быстро, -
вспоминает отец Димитрий, - мне и в институте иностранные языки не давались, но
тут произошел один чудесный случай» …
Батюшка не очень
хотел рассказывать про этот чудесный случай, но все-таки я упросила. А дело
было так: в самом начале своей священнической карьеры они с матушкой поехали в
паломническую поездку в Дивеево, к Серафиму Саровскому. Супруга отца Димитрия, Юлия,
которой в то время было только 23 года, очень унывала из-за бедности и
неустроенности священнической жизни. На руках ее к тому времени было уже трое
детей. И вот, на многолюдной площади около источника в местечке под названием
Цыгановка в ней подошел незнакомый батюшка в стареньком потертом подряснике. В
руках он держал блюдо с пирожками. Батюшка обратился к ней со словами:
«Матушка, издалека приехала, из Иванова, устала. На вот скушай пирожок»! Она
так удивилась, что он знает, кто она и откуда, что просто остолбенела. Взяла
пирожок и побежала рассказать об этом мужу. Самое удивительное, что никто из
паломников, вместе с которыми они приехали в Дивеево, не видел этого чудного
старца. «Мы сошлись на мнении, что матушке явился сам преподобный Серафим, -
полагает отец Димитрий, - пирожок мы поделили на троих – матушка, я и наша
старшая дочь Марина. И после этого случая все трое как-то очень быстро выучили
цыганский язык. А матушка после этой поездки утешилась и перестала унывать по
поводу своей тяжкой доли».
Цыганский язык отец
Димитрий выучил за каких-то пару месяцев, причем не по книжкам, а в живом
общении с цыганами. «Было это довольно забавно, - вспоминает отец Димитрий, -
например, я спрашиваю Шуру: «Как будет по-цыгански «я иду»? Она мне говорит : «ты
идешь?» и переводит на цыганский. Я ее спрашиваю а как «ты идешь»? Она говорит
по-цыгански «я иду». Вот так с Божьей помощью, постепенно стал понимать
грамматические конструкции языка, самостоятельно строить предложения, а потом
уже начал говорить».
Вскоре батюшка не
только заговорил по-цыгански, но и стал переводить на этот язык молитвы и даже
писать на цыганском языке стихи. Хотел попробовать перевести на цыганский язык
Евангелие, но потом оставил эту идею.
«Цыгане народ некнижный, и многие слова, которые
употребляются в Евангелии, будут для них непонятны. А вот живую устную
проповедь они воспринимают гораздо лучше, - считает отец Димитрий».
Постепенно авторитет отца Димитрия среди цыган вырос настолько,
что в церковь потянулись даже те, кто никогда раньше не ходил. Одна престарелая
цыганка пришла креститься в 70 лет, услышав проповедь о Христе на родном языке.
«Вообще-то цыгане народ религиозный, но некнижный, поэтому их простая детская
вера зачастую далека от привычной нам церковности», - объясняет батюшка.
Например, цыгане-влахи верят в так называемого «святого
цыгана», который якобы украл гвоздь у палачей Иисуса Христа. Этот гвоздь они будто
бы хотели забить ему в лоб. Цыгане верят, что в благодарность за это, Господь
разрешил цыганам воровать. Многие поэтому, не считают воровство грехом.
- В этом плане проповедовать среди цыганского народа
непросто, - вздыхает отец Димитрий, - приходится преодолевать инерцию стереотипов
традиционного цыганского мышления.
Благодатное поле
для деятельности отца Димитрия открылось в женской исправительной колонии № 3,
расположенной в Кинешме. Здесь 15 % заключенных - лица цыганской
национальности. Это где-то 150 человек.
Сидят, в основном, за наркотики и воровство. Батюшка наладил с ними работу –
каждый вторник посещает колонию, беседует с заключенными, исповедует,
причащает.
В очередной вторник
отправляюсь вместе с батюшкой в колонию. Цыганки, собранные для беседы в
библиотеке, окружают отца Димитрия плотным кольцом: «Рашай явья» - значит,
батюшка пришел.
Пока отец Димитрий общается с женщинами на их родном языке, я
пытаюсь расспросить цыганок об их отношении к религии, о прошлой жизни, и
планах на будущее.
Мария Шишкова родилась и выросла в цыганском шатре. Ее
родители были кочевыми, или, как она называет «лесными» цыганами.
- Нас у матери было 15 детей, - вспоминает Мария, - была
телега, лошадь, шатер, куча перин. Кочевали по стране, останавливались около
деревень. Отец подковывал лошадей, мы с матерью ходили по деревням: гадали,
просили милостыню. Ну, иногда, конечно, где-то и курочку прихватишь… нечаянно,
не без этого, - Мария хитро улыбается, - за это и сижу уже третий раз!
Через две недели Мария выходит на волю. Собирается ехать к
сестре в Нижегородскую область. Там живет и ее мать – в дом не заходит, для нее
в огороде специально поставили палатку. В ней она живет и зимой, отапливаясь
железной печкой. Мария хочет устроиться на работу, начать честную жизнь. Но,
правда, признается честно – надолго ли хватит, не знает – любовь к свободной
цыганской жизни, видимо, сидит в генах. « Батюшка все правильно говорит, -
вздыхает Мария, - Бог не велит воровать, велит жить честно, но так много в
жизни бывает соблазна»…
А вот для
двадцатилетней цыганки Татьяны Снежковой из Липецка встреча с отцом Димитрием
буквально перевернула жизнь. Как и большинство цыган, воспитывалась Татьяна в
многодетной семье – их у матери было 10 человек. Отца своего плохо помнит – он
постоянно сидел за воровство. Татьяна пошла по его стопам. В школе не училась,
даже грамоты не знает, рано начала гулять с парнями, а чтобы достать деньги на
разгульную жизнь, занялась распространением наркотиков. Потом и сама «подсела
на иглу».
- Верите или нет, но
я благодарна Богу, что попала сюда, - неожиданно говорит Татьяна, - я много раз
в жизни убеждалась, что Бог любит меня и спасает от несчастий. Думаю, если бы я
сюда не попала, то, наверное, меня не было бы в живых.
Татьяна – одна из
самых активных прихожанок отца Димитрия. Старается не пропускать служб,
исповедуется и причащается, верит истово и самозабвенно. Но тоже с особым
цыганским уклоном. Например, верит в то, что ей дан от Бога дар предвидения,
видит она вещие сны, не только о своей судьбе. Но и о судьбах всего мира…. Но
главное, все-таки, что в душе она твердо решила оставить прежний образ жизни,
завязать с наркотиками.
- У меня дома четырехлетний сын, выйду, буду жить только для
него, - уверена Татьяна, - мне даже мама не поверила, когда я ей по телефону
сказала, что хочу устроится на работу – дворником или посуду мыть где-нибудь в
кафе. Очень хочу попросить прощения у своей мамы. Сильно я перед ней виновата,
ведь у нее от переживаний даже ноги отнялись, когда я начала колоться! –
вздыхает Таня.
- Под влияние
батюшки очень многие меняются, - говорит заместитель начальника колонии
Александр Юрьевич Терентьев, - приходят сюда, как волчата – затравленные,
озлобленные, настороженные, но постепенно те, кто начинает ходить к батюшке,
оттаивают, начинают открываться и через полгода уже становятся другими.
Видя такое благотворное влияние православия на осужденных,
администрация колонии приняла решение построить в зоне храм. Поддержала
инициативу и Ивановская епархия. Теперь у отца Димитрия добавилась новая забота
– искать средства для постройки храма.
- Честно говоря, с цыганками на зоне мне даже легче
работать, чем с русскими, - признается отец Димитрий, - цыганки, которые сюда
попадают, в каком-то отношении более сохранные люди. Все-таки у них сохранились
очень сильные семейные традиции, и большинство, хотя бы по праздникам посещали
церковь. А русские женщины, попадающие на зону, как правило, прошли такую школу
жизни, когда традиции полностью потеряны
а грехи наработаны. Жизнь их здорово потрепала, они полностью разрушены. А
цыганки как-то легче переносят испытание зоной, и многие ищут поддержку у Бога.
Сейчас я переписываюсь с женщиной, которая сидит в колонии в Нижнем Новгороде.
Так там православной общиной управляет цыганка. Она на зоне даже выучила церковную грамоту, читает
по книгам.
… А за воротами колонии отца Димитрия ждет его «вольная»
паства. Служение батюшки не заканчивается в храме. Зачастую приходится навещать
своих прихожан и дома. «Вокруг меня живет очень много цыган, и мне постоянно приходится
с ними сталкиваться – на улице, в магазине, –говорит отец Димитрий, - ситуации бывают
всякие – ведь цыгане народ непростой, иногда думаешь бросить бы все, но тут-же
кто-то придет, попросит о помощи и снова идешь к ним».
Вместе с отцом
Димитрием мы объехали Кинешемских цыган. Я узнала очень много полезной
информации. Например, что цыгане бывают тоже разных национальностей. Самая
распространенная у нас – так называемые русские цыгане. Есть еще цыгане лотвы,
влахи, котляры – у них и язык другой, и обычаи.
Влахи – самые традиционные цыгане. Они пришли в Россию с
Балкан и принесли много восточных традиций. Например, кушают они, сидя на полу
за маленьким столиком. На большие праздники разрешается только определенный
набор блюд – на Пасху пекут специальные куличи в форме больших шапок, на
Рождество, которое у влахов называется Крючуно, подают свиной бульон с луком и
уксусом и вареное мясо. Яйца на Пасху красят, но в церкви не освещают, хотя на
службу в праздники приходят.
Все цыгане,
независимо от разновидности, называются «рома». Когда цыгане осели в Европе,
они стали так себя называть – жители Рима. Цыгане, осевшие на востоке, приняли
мусульманство, а вот европейские цыгане – в большинстве своем христиане. Детей
крестят обязательно, а вот венчание принято не у всех – брак считается
совершенным после брачного пира, но который зовут всех родственников и
знакомых.
Про свадьбу цыган
Ивановых – Федра и Капитолины даже писали в местной кинешемской газете. Гуляли
с размахом. Еще бы – отец Федра, ныне уже ушедший из жизни – был цыганским
бароном. Все семь сыновей нашли свое место в жизни – у каждого дом, семья,
хозяйство. У Федра и Капитолины трое детей, большой красивый дом с
евроремонтом. Но все равно видны следы цыганского быта: красивый уголок с иконами,
портрет отца, держащего под уздцы красавца-скакуна, аккуратная горка перин до потолка – символ
цыганского благосостояния.
Заглянули мы и в
дом цыганки Шуры, которая когда-то давала батюшке уроки цыганского языка. Здесь
обстановка победнее. Муж Шуры – Сергей, раньше подрабатывал сторожем при храме.
Но сейчас работы пока нет. Пока все
семейство до лучших времен живет на
детские пособия, разбирает старые дома на дрова, да Сергей перебивается
шабашками – где дрова поколоть, где забор покрасить. Несмотря на тяжелые
времена, воровством промышлять не хотят.
Шура кажется очень
богобоязненной: «Чтоб я когда-то взяла чужое?????? Да не в жизнь! И детей к
этому приучаю. Ведь отец Димитрий говорит нам – Бог не хочет чтобы мы
воровали!»
- Нам, «цивилизованным» людям, есть чему поучиться у цыган,
- уверен отец Димитрий, - их чистому, простому отношению к жизни, открытости и
простоте. За эту детскую душу и любит, наверное, Бог цыган. Я уверен, что Бог
промышляет о цыганах, хочет, чтобы они познавали истинную веру и спасались.
Елена БАТУЕВА. КИНЕШМА.
Фото автора.
Для тех, кто хочет помочь строительству храма в женской
колонии № 3 , публикуем данные для пожертвований:
Приход Святого Благоверного князя Александра Невского
Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии.
Адрес: РОССИЯ, 155800, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Макарова, д. 1а.
Банковские реквизиты:
Банк: Волжское ОСБ 8578 р\счёт 40703810417160100094 Банк Филиал АКСБ РФ ОАО
Ивановское отделение № 8639 г.
Иваново ИНН 3703008087 БИК 042406608
КПП 370301001 кор.счёт 30101810000000000608
С пометкой:
"ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА"
Доброго всем здравия. Я сама цыганка из Риги, магистр психологии. Искала молитвы на цыганском языке и попала на вашу страничку. Спасибо автору. Мало теплых статей о нашем народе, о их обычном быте, все больше пишут о грязи или творчестве. Окружающие цыганский народ люди, хоть немного больше узнают о нас интересного и положительного. Батюшке низкий поклон и благодарность от всей души.
Статья хорошая. Конечно, мне бы хотелось, чтобы поменьше было про меня и побольше про цыган, но придираться не буду. Благослови Бог Ваши труды. Жалко только, что не удаётся сохранить эту страницу в компьютере.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]