В Ярославле растет очередь желающих получить права. Чтобы попасть на пересдачу экзамена в ГИБДД люди ждут по полгода. А самые нетерпеливые едут сдавать экзамен в другие регионы России. С некоторых пор получить водительские права в Ярославле стало большой проблемой. Десять лет назад, когда я сама получала права, все было достаточно просто – учишься два-три месяца в автошколе, потом сдаешь экзамен, если даже не сдал с первого раза, то в течение месяца после окончания учебы пересдаешь заново. Теперь же ожидание повторного экзамена может растянуться на полгода. Причина не только в том, что стало больше желающих получить права, но и в ужесточении приема экзаменов со стороны ГИБДД. Изменение ситуации директора автошкол связывают с принятой в 2006 году правительственной программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Программа рассчитана на 6 лет, в конце которых тогда еще президент Путин поставил задачу снизить смертность на дорогах в 1,5 раза. В ГИБДД начали борьбу за показатели … «В своей речи Владимир Путин прямо указал на то, что одной из причин ДТП является низкая подготовка водителей, то есть то, что автошколы плохо учат, а ГИБДД слишком лояльно принимают экзамены, - объясняет начальник Первого межрегионального экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Ярославской области Дмитрий Николаевич Захаров, - в связи с этим экзаменационный отдел ГИБДД ужесточил правила приема экзаменов. Во-первых, были разработаны новые маршруты по городу, во-вторых, если раньше, инспектора руководствовались минимальным временем приема экзамена – 20 минут, то теперь ученик ездит до тех пор, пока не выполнит все задания, предусмотренные методикой – развороты, остановки, движение на перекрестке и так далее. А это может быть и 40 и 50 минут». В итоге, вместо 30 человек в день, как это было раньше, экзаменаторы принимают только 25. Учитывая, что количество автошкол возросло, (их сейчас в Ярославле более 35), а штат экзаменаторов в ГИБДД остался тем же ( 8 человек), стали возникать очереди. В ситуации, когда средний показатель сдачи экзамена с первого раза – 21 %, 79 % несдавших отправляются на повторный экзамен. А это, как минимум, три месяца ожидания. В итоге, количество желающих пройти экзамен, растет как снежный ком. Сейчас в Ярославле в очередях на сдачу экзамена на права томится несколько тысяч человек. Армию ожидающих пополняют те, кто был лишен прав и должен заново сдавать экзамен, а также те, кто готовился самостоятельно. Такие сдают экзамен по субботам непосредственно в ГИБДД, где запись ведется на полгода вперед. - Я записывался на экзамен в ГИБДД в мае прошлого года, а смог сдать его только в октябре, - рассказывает ярославец Андрей Орлов, - а если бы мне не удалось сдать его с первого раза, то пришлось бы снова становится в очередь и ждать еще полгода. Сотрудники ГИБДД склонны обвинять в образовавшихся очередях директоров автошкол. «Ученики у них идут непрерывным потоком, отсюда и возникает проблема, - говорит Дмитрий Захаров, - если бы автошколы уменьшили набор и давали бы возможность сначала пройти повторный экзамен тем, кто не сдал с первого раза, а только потом снова набирали группы, то время ожидания экзамена сократилось бы». Особенно катастрофическое положение в крупных автошколах, таких, как Техник Авто и РОСТО, где в год обучают более тысячи человек. Здесь кандидаты на повторный экзамен ждут своей очереди до 5 месяцев. Причем, вновьпоступающих никто не ставит в известность о том, что их ждет в случае провала экзамена. Люди, по своему неведению, попадают в ловушку. По поводу этой проблемы, по инициативе директоров автошкол было даже проведено совещание с начальником ГИБДД Александром Владимировичем Ильиным, однако, никакого сдвига после этой встречи не было. - Ильин отшутился, что мы плохо готовим водителей и в этом вся проблема,- говорит директор автошколы «Ментор» Дмитрий Варзаев, - но на мой взгляд, руководство ГИБДД просто не заинтересовано в том, чтобы на дорогах было больше водителей, -, ведь чем меньше водителей, тем меньше транспортных происшествий, а значит, лучше статистика ДТП. В какой-то мере подтвердил это мнение и Дмитрий Захаров: - Не всем дано быть водителями, - считает он, - в некоторых западных странах, например, с теми, кто хочет сдать на права, проводят специальные психологические тесты, на основании результатов которых человеку могут отказать в получении прав. Хорошо бы и нам более строго подходить к выдаче водительских удостоверений. Ведь неумелый водитель может натворить много бед на дорогах! Кстати говоря, в последние годы в ГИБДД появился новый показатель по ДТП – это виновники ДТП, стаж вождения которых не превышает трех лет. Сотрудники ГИБДД отслеживают в каких школах учились такие водители, и эта статистика учитывается в рейтингах автошкол. А вскоре требования к автошколам еще более ужесточатся. Это связано с тем, что по всей России вводятся новые требования к учебным организациям, занимающимися подготовкой водителей. Уже с первого января нынешнего года введено 50 обязательных часов обучения вождению вместо 30. А с первого июля будет введен еще ряд нововведений: добавятся новые вопросы в билеты, изменятся требования к тренировочной площадке. Школьные автодромы должны быть оборудованы светофорами, макетом железнодорожного переезда, дорожной разметкой. Кроме того, в учебных машинах необходимо установить камеры видеонаблюдения, а в учебных классах, помимо макетов двигателей автомобилей должен появиться специальный тренажер, оценивающий психо-физическое состояние будущего водителя. «Если автошкола не выполнит все эти требования, ей просто не продлят лицензию», - объясняет Дмитрий Захаров. Кстати говоря, камеры видеонаблюдения в экзаменационных машинах впервые были установлены в Ярославской области. Сделано это, как объясняют в ГИБДД, для того, чтобы избежать несправедливого отношения со стороны экзаменаторов – на основании видеозаписи человек может оспорить результат экзамена. Правда, по признанию Дмитрий Захарова, обращаются за аппеляцией ничтожно малое число несдавших, а пересмотров результатов экзамена в пользу заявителя и того меньше – за весь прошлый год таких случаев было всего два. Казалось бы, в условиях, когда столько людей хотят сдать на права и не имеют такой возможности, первым шагом ГИБДД должно быть увеличение штата экзаменаторов. Но, как мне пояснили в ГИБДД, в ближайшей перспективе, особенно в условиях экономического кризиса, этого не предвидится – Москва не выделяет денег на увеличение штатного расписания. Что очень странно – ведь на реализацию целевой федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» выделено 53 миллиарда рублей из бюджета страны, из которых 13, 5 миллиардов отдано непосредственно МВД. Так неужели из них нельзя найти средства для увеличения штата экзаменаторов, что значительно снизило бы напряженность? - Мы предлагали создать альтернативную комиссию по приему экзаменов, как это сделано в Москве, - говорит директор автошколы «Ментор» Владимир Дмитриевич Варзаев, однако, вопрос опять-таки уперся в деньги. Дошло до того, что ученики одной из ярославских автошкол наладили подпольный канал сдачи на права. Нуждающихся в срочном получении водительского удостоверения отправляют в один из северных регионов, где нет очередей на экзамены в ГИБДД. Там оформляется временная прописка, человек спокойно сдает экзамен и получает права. - Сотрудников ГИБДД можно понять – с них требуют показатели по уменьшению травматизма на дорогах, - говорит Владимир Варзаев, - но ведь карательные меры по отношению к автошколам – это не решение проблемы. Почему-то предъявляя завышенные требования к выпускникам автошкол, сотрудники ГИБДД зачастую равнодушны к нарушителям на дорогах, и как должен реагировать ученик, получивший 5 штрафных баллов за остановку в неположенном месте, когда здесь же припарковано с десяток машин, но инспектора принимающего экзамен, это не интересует? Воспитание культуры вождения должно быть не только в автошколе, но и везде, постоянно на дорогах, тогда ситуация со смертностью на дорогах изменится. А еще лучше, начинать эту работу со школьной скамьи! Хорошо бы в рамках целевой программы были выделены деньги на работу со школьниками, но программой это почему-то не предусмотрено. Во время прямой линии с Владимиром Путиным, Владимир Варзаев внес предложение – передать прием экзамена на водительское удостоверение из ведомства ГИБДД в ведомство народного образования. Ведь Рособразованию в рамках целевой федеральной программы выделены немалые средства – 1,99 миллиардов. По мнению Варзаева, это не только решило бы проблему с кадрами, но и уменьшило бы элемент коррупции. - Мы постоянно киваем на запад. Но если бы там люди, как у нас по полгода стояли бы в очередях чтобы сдать экзамен на получение водительского удостоверения, они давно бы взбунтовались и заставили бы поменять ситуацию. У нас же никому до этого нет дела. Владимир Варзаев уже обращался с этой проблемой к депутату Государственной Думы РФ Анатолию Лисицыну. Теперь этот вопрос он собирается поднять на конференции Межрегиональной ассоциации автошкол, которая состоится в октябре в городе Сочи. «Недовольство людей растет, зреет нарыв, который вот-вот лопнет, - считает он, - кто-то должен найти выход из положения и предоставить людям законное право – ездить за рулем собственной машины». Елена БАТУЕВА. ЯРОСЛАВЛЬ.