В центре традиционной
культуры села Давыдово Ярославской
области возрождают обычаи русской
старины.
Пять лет назад из Москвы в
Давыдово приехали девушки из фольклорного ансамбля «Дербеневка» и впервые за
многие десятилетия устроили для местных жителей святочное колядование. Так
сложилось, что вскоре после этого, одна из участниц ансамбля Яна Антонова
вместе со своей семьей переселились в Давыдово. Яна стала одним из инициаторов
создания центра традиционной культуры, который был создан стараниями прихожан
Владимирского храма села Давыдово. - Когда мы переселились в
Давыдово это село, как и многие русские
деревни постепенно умирало,
- рассказывает Яна Антонова, - Колхоз развалился,
работы не было, молодежь или бежала в город или постепенно спивалась. Но, к
счастью, за последние годы, ситуация изменилась.
В Давыдове стал восстанавливаться
храм, появились новые люди - стали покупать дома и селиться у храма
молодые семьи. Начало оживать село, и вместе с ним стали возрождаться старинные русские обычаи. Причем,
люди, создавшие центр традиционной культуры не просто реанимируют обряды
предков. Эти традиции постепенно становятся частью их жизни, быта, сознания,
также как это было у наших предков, жизненный уклад которых был вписан в годовой
круг христианских праздников.
- На каждое событие на Руси были свои обычаи, песни,
игры, - рассказывает Яна Антонова, - люди с детства впитывали эту культуру,
которая и воспитывала эстетический вкус, и нравственные и религиозные чувства,
и помогало учиться необходимым для жизни навыкам. Например, на посиделки
девушки непременно приходили с какой-то работой. Они общались, пели, и в то же
время готовили себе приданое для взрослой замужней жизни.
В Давыдове первыми с
удовольствием начали учиться фольклору именно ребятишки, а вслед за ними
потянулись и их родители. И теперь здесь всей деревней отмечают Покров, Пасху, Троицу
и другие православные праздники, среди которых и богатые народными традициями Святки.
Святки были главным праздничным
периодом в крестьянском календаре, который начинался с Рождества Христова,
затем отмечался день памяти Василия Великого ( ныне, так называемый «старый
новый год») и заканчивался Крещением Господним.
Что же происходило раньше на Руси
в святочные дни? Сразу после ночной рождественской службы шли славить Христа. С
фонарем и Вифлеемской звездой обходили дома, пели колядки – песнопения,
прославляющие Христа, получая за это угощение. В эти дни молодежь любила
«рядиться» - то есть одеваться в
различные костюмы - цыганом, доктором,
медведем, чучелом, матросом. Особенным успехом пользовались группы ряженых,
исполнявших сценки: лошадь с седоком, медведь или коза с вожаком. Еще один
обычай был распространен в святки в деревнях – молодежь «чудила», то есть,
говоря современным языком, хулиганила. Хулиганства были как безобидные –
например, сделать дорожку из золы от дома парня к дому девушки, которая ему
нравится, так и довольно жестокие – заливали водой замок, так что он замерзал
на морозе, раскатывали поленницу, закрывали печную трубу, припирали снаружи
дверь дома, закидывали на крышу сани. Обычно, таким образом, молодежь шутила
друг над другом. Также в деревнях популярны были святочные гадания. Девушки
гадали, в основном, на замужество – выйдет ли девушка в новом году замуж, в
какую семью попадёт, какой будет муж, свекровь... Гадание, как и все святочные
обряды, сопровождалось, специальными песнями. Самые популярные - «подблюдные» сулили
одной богатство и счастье, другой – замужество в дальней стороне, третьей
долгую жизнь, а четвертой, наоборот, – скорую кончину. В блюдо с водой опускались кольца девушек.
Под какое песнопение достанут кольцо – такая судьба и ждет его владелицу.
Старшее поколение гадало на
урожай. Обычно это гадание осуществляли на новый год. Как известно, в древности
новый год начинался весной, а потому этот праздник сохранил многие обычаи,
связанные с посевной и будущим урожаем.
На новый год пели особые колядки,
так называемые «овсеньки», в которых желали односельчанам богатого урожая,
посыпая порог хозяев дома овсом. Отсюда и припев в этих песнопениях: «Овсень, овсень, завтра новый день
Не дадите пирога - мы корову за рога
Не дадите пышку – свинью за лодыжку
Сею, вею, посеваю - с
новым годом поздравляю»!
- Конечно, мы не ставим себе целью воспроизвести все святочные
обычаи, - рассказывает Яна Антонова, - в основном мы стараемся возродить те традиции,
которые связаны с православной верой и православным храмом. Поэтому мы не
практикуем гадания, которые порицаются Православной Церковью, ряжения и
чудачества, граничащие с хулиганством. Зато с удовольствием ходим славить
Христа по домам односельчан, устраиваем молодежные «беседы» или как их еще
называют – «вечерки».
Вечерки – по мнению давыдовской молодежи – замечательная альтернатива
современным дискотекам. Они проходят с веселыми играми, хороводами, плясками и общими
песнями. Здесь невозможна роль пассивного зрителя, как на дискотеке, где
танцуют под магнитофонную запись. Чтобы вечерка состоялась, каждый из
присутствующих должен принять участие в общем действии.
Самыми популярными на вечерках являются танцы и игры. Вот пример
одной из так называемых «поцелуйных игр», под названием «Покойник». На лавке
среди комнаты лежит парень, изображающий усопшего. Вокруг него девушки водят
хоровод и напевают:
«Умер покойник в среду, во вторник,
Пришли хоронить - он на лавочке лежит». С каждым новым песнопением «покойник» становится все живее:
«глазами глядит», «руками шевелит», «ногами шевелит», «на лавочке сидит» и
наконец, «за нами бежит».
Оживший «покойник» вскакивает с лавки и ловит
разбегающихся девушек. Которую поймает – выводит на середину круга. В это время
все участники игры громко кричат: «Ура, ура, ураза – целоваться три раза»! Парень
выводит девушку в центр хоровода и целомудренно целует ее в щеки.
В Давыдово подготовка к святкам
занимает, порой, больше месяца: и взрослые, и дети учат колядки и святочные
песни, девушки сами шьют по бабушкиным выкройкам традиционные русские костюмы,
мальчишки вместе со взрослыми готовят вертеп. Так называется святочный
кукольный театр, в котором показывается представление на тему Рождества
Христова: путешествие волхвов, явление ангелов пастухам, избиение младенцев
царем Иродом и так далее. Разыгрывается спектакль в вертепе обычно на другой
день после праздника Рождества.
- Еще в эти святочные дни у нас
есть традиция посещать детские дома, дома
престарелых, пожилых жителей окрестных деревень. Мы привозим им подарки,
устраиваем для них праздник. Это не только приносит радость сиротам и старикам,
но и огромную пользу всем, кто участвует в этих поездках, - уверена Яна
Антонова.
А еще в нынешнем году на
святочной неделе на деревенском пруду прошел хоккейный турнир для мужского
населения села Давыдово, организованный центром традиционной культуры, по окончании
которого в честь праздника был устроен фейерверк.
Также весело отметили и Пасху,
впереди Вознесение, Троица, Ильин день. Для каждого праздника – свои обряды,
песни, игры.
Задаю вопрос Яне: не жалко, что
уехали из Москвы в деревню? Все-таки маленькие дети, учить их надо, развивать.
- Многие москвичи хотят дать
своим детям то, что дети получают здесь. Там молодым мамам приходится возить их
в специальные фольклорные кружки по два часа по пробкам. Здесь же наши дети
органично живут в природной среде, в естественном окружении. Учатся ухаживать
за животными, привыкают к трудовым навыкам. А фольклор, который они изучают и в
школе, и в детском саду, и дома – украшает их жизнь и развивает душу.
Сейчас в Давыдове работает
детский сад по фольклорной программе, открылась школа. В ней правда пока только
трое учеников, но это только начало!
Зато летом в Давыдове многолюдно - из Москвы, Ярославля и других
городов приезжают мамы с детишками, многие из которых инвалиды. Здесь
работает летний лагерь по специальной программе для детей инвалидов. С
детьми не только занимаются по развивающим программам, но и
рассказывают им о Православии.
Дети и родители посещают храм,
исповедуются и причащаются. Многие приезжают в лагерь уже не первый раз.
Елена БАТУЕВА.
Ярославская область.
Село Давыдово.
Фото из архива Центра традиционной культуры
села Давыдово.