Издательство Факел ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Из жизни известных людей

Интервью с Олегом Янковским в Ярославле. (Съемки фильма «Доктор Живаго»).


  Моя встреча с Олегом Янковским произошла в центре Ярославля во время съемок фильма «Доктор Живаго» режиссера Александра Прошкина. Янковский играл в фильме роль Комаровского. Съемки проходили в самом центре города, на улице Кирова. В перерывах между дублями Олег Иванович весело шутил, общался с массовкой, раздавал автографы и никак не выглядел на свой возраст. Только потом, зайдя в маленькое кафе, попросил стакан воды, достал горсть таблеток.
  В этот момент лицо его изменилось, маска веселости спало, выступили черты болезни. Но, увидев рядом журналистов, тут же взбодрился и в мгновение ока стал моложавым и красивым. По окончании съемок Олег Иванович любезно согласился дать мне интервью. Мы проговорили больше часа. Впечатление было такое, что говорю с давно знакомым, добрым другом, настолько простым и открытым показался мне Олег Янковский. Вот это интервью.
   - Олег Иванович, что Вы думаете о той тенденции, которая сложилась в последнее время. Все, будто сговорившись, бросились экранизировать произведения начала и середины прошлого века. «Доктор Живаго», «Казус Кукоцкого», «Дети Арбата», «Московская сага».
   - Мне кажется, существует такой феномен, как генетическая память, и, видимо, в какой-то момент он срабатывает. Вы заметили, что сейчас после большого перерыва также пошло обращение и к военной теме? Вышли такие фильмы, как «Звезда», картина «Свои», думаю, что и Никита Михалков все-таки вернется, к экранизации «Утомленные солнцем2». По крайней мере, сценарий уже написан. По-моему, это закономерно. Я вспоминаю, лет 20 - 25 назад, когда 9 мая в парке Горького собирались ветераны, я не очень-то рвался туда, посмотреть на это поколение. А сегодня в такие дни там полно молодежи. И отношение, как к святому празднику. Думаю, что это не коньюктура, это отношение к нашей культуре, нашей нравственности. С другой стороны, одну только классику невозможно экранизировать. Многое идет еще и от отсутствия  современной литературы. Если бы сегодня был завал хороших новых сценариев, современная мощная литература, то, наверное, такого явления мы бы не наблюдали. Это стечение обстоятельств. Я думаю, этот литературный голод пройдет, нужно какое-то время, может, несколько лет, и появится новая драматургия. Должно заработать современное слово.


- Неужели нет ни одного современного автора, который был бы вам интересен?
  -  Ну почему же, недавно прочитал книгу молодого писателя Алексея Санаева. Это приемный сын Ролана Быкова и актрисы Санаевой. Называется она «Похороните меня за плинтусом». Получил огромное удовольствие, написано с очень большим юмором. Для меня это было литературное открытие. Но в целом, в современной литературе что-то экранизировать желания не вызывает.
   - А Ваше отношение к роману Пастернака?
   -  Должен признаться, что Пастернак для меня в большей степени поэт, нежели прозаик. Хотя, в те годы, когда мы впервые читали этот роман, он действовал на нас по-другому. Это был эффект запретного плода. Лично я читал роман чуть ли не под подушкой. Его в ксерокопиях передавали из рук в руки, и это впечатление было определяющим. Если же сегодня перечитать заново, то претензий, много. Есть, конечно, и скучные места. Но вот поэзия Пастернака – это вещь вневременная и просто фантастическая.
  - А как вы думаете, почему «Доктор Живаго»  получил Нобелевскую премию?
  - Лично я больше бы понял, если бы Пастернаку дали премию, как Бродскому, за поэзию. Но думаю, что в данном случае – это премия не столько за литературное произведение, сколько за гражданский акт. Тогда ведь и Бунин получил Нобелевскую премию. И тут тоже, наверное, свою роль сыграла политика. Нобелевский комитет учитывал, что человек то ли выдворен из страны, то ли не смог вернуться. Наверное, хотели поддержать тех, кто попал в мясорубку этого страшного мира.


  - В своем фильме Александр Прошкин собрал всех звезд: Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков. Как вам работается с ними?
  - С Меньшиковым я пока не работал. Завтра первый съемочный день. Но мне кажется, зачастую, у нас очень много про актеров придумывают того, чего на самом деле нет. Мой сын, Филипп, у которого Меньшиков играет главную роль в картине «Статский советник» по роману Акунина, тоже волновался, как получится работа с Меньшиковым, но все вроде бы складывается нормально.
  Просто, сейчас наступает такой момент, когда хорошие актеры начинают требовать, ставить условия, и сразу же становится неловко, неудобно и тяжело. Но просто времена изменились. Мы же в советское время зачастую были унижены – так, чтобы был свой вагончик, чтобы можно было пригласить прессу или хотя бы согреться, этого не было -  на улице мерзли. Не было агента, который защищал бы права актера. Сегодня это уже по-другому. Если актер востребован, то он может диктовать условия. То же и в материальном смысле, хотя, по сумме гонораров мы еще далеки от запада, но это уже что-то.
  - А вы как-то участвуете в проекте своего сына? В том, что он делает, Ваша заслуга есть?
  - Нет, он все это делает самостоятельно, и это вызывает уважение. У него два образования. После школы-студии МХАТ он пошел во ВГИК, потом набивал руку на клипмейкерстве, на рекламе, и у меня даже было опасение, что он застрянет на этом, но нет, он оттуда  вырвался, теперь пробует себя в кино. Сейчас он заканчивает «Статского советника». Собрал замечательных актеров. У него снимается Никита Михалков, Олег Меньшиков, Машков, Миронова, Оксана Фандера. Я очень переживал, как он совладает со всеми этими звездами, но вроде справляется. Мне кажется, что сегодня молодежь работает интереснее, чем мое поколение. Впрочем, не буду загадывать – результат увидим этой весной.
  -  А как Вы относитесь к современному телевидению?
  - Пока ничего хорошего не могу сказать, хотя, как говорится, за попытку спасибо. Учитывая тот материал, который мы сегодня снимаем, и то, что начинает появляться на экранах, идет какая-то тенденция к серьезному жанру. Хотя, еще много претензий к тем, кто выстраивает политику телеканалов, что они заполонили экран этими мыльными операми и боевиками. На западе ведь существует четкое деление. Тех актеров, которые снимаются в сериалах, в серьезное кино не берут. У нас же пока все это перемешалось, актеры снимаются и в сериалах, и в художественных фильмах, но наступит время, когда будут актеры только для сериалов, и актеры только для большого кино.


  - А вам не предлагали сниматься в «мыльных операх»?  
  - Много раз, но я никогда не буду сниматься в мыльных операх. Я вообще не понимаю, что это за кино, когда зашкаливает за сто серий. И как можно за один день отснять целую серию? Я думаю, что со временем будет так, что из мыльной оперы режиссер уже не возьмет артиста в большое кино. В начале карьеры молодым артистам в них еще можно сниматься, но в какой-то момент, когда ты себя зарекомендовал, когда тебя узнали, нужно сделать выбор. Это в какой-то мере политика выстраивания актерской судьбы.
  - А что касается рекламы? Сейчас в ней все снимаются. Даже Олег Меньшиков, с его огромными актерскими амбициями, сломался.
  - Я не могу осуждать своих товарищей по цеху, актер должен зарабатывать и жить. Но наше поколение воспитывалось по-другому. С одной стороны тут вопрос, что и как рекламировать. Взять того же Меньшикова. Это же не висит где-нибудь на улице на плакатах. В дорогостоящем журнале, на последней обложке. Элегантный Меньшиков,  хорошие часы «Лонжин». Это немножко другое. Мне тоже предлагали за достаточно большие деньги рекламировать машину «Вольво». Уже придумали сюжет. Я должен был на крупном плане сказать: «Вы помните  фильм «Обыкновенное чудо»? А теперь я нашел его в жизни». И тут камера отъезжает, и появляется «Вольво». Но я подумал, что зритель увидит это и скажет: «Ну, Янковский….!» Какое-то разочарование, наверное, почувствует. Поэтому, я не согласился. Пока держусь, хотя, конечно, жизнь такая сложная вещь, костлявая рука может схватить за горло.
  - Что, по-вашему, важнее для актера – кино или театр ?
  - Театр особенно необходим артисту. Кино и телевидение – это хорошо, это нужно, но именно театр – это тот дом, где формируется твое сознание, твое ремесло. Помимо  таланта, который тебе отпустил Господь Бог, нужно заниматься этим замечательным ремеслом, и это сродни процессу воспитания ребенка. А ребенок должен формироваться в доме, в хорошем доме, где стены излучают тепло, любовь. А все остальное – это сродни улице.   Репертуарный театр – это наше, российское завоевание. Но с другой стороны, сейчас слишком много театров – в Москве их количество зашкаливает за 150 театров. Такого тоже в принципе быть не должно. Как это положение исправить, пока непонятно. И кто возьмется за это дело – проливать кровь, потому что это живые организмы, актеры, люди?


  - Какова дальнейшая судьба «Кенотавра» ?
  - Честно говоря, мне не нравится, когда о нас с Рубинштейном пишут в прессе: дескать,  им надоело тащить этот фестиваль, или поустали они. Что значит «поустали?». Это счастье, когда актер востребован, когда он занят. От безделья, да, действительно можно устать. Дело вовсе не в этом.
  Фестивали были всегда в советском кино, они блуждали из республики в республику, в потом в одночасье это рухнуло. Рухнул прокат, и мы были вынуждены с Рубинштейном сами содержать фестиваль и находили деньги, и спасибо, что нам помогали. Мы делали это, чтобы показать, что кино живо, чтобы хоть какое-то горение было. Злая пресса все это называла разными грязными словами, что «на халяву», и зачем Янковскому все это надо, и сколько он имеет из тарелки Рубинштейна, но это на их совести. Короче говоря, мы 15 лет все это делали, и сделали хороший фестиваль. А теперь решили обратить на это внимание государства. Мы обозначили проблему. Государство должно поддерживать какой-то один фестиваль федерального значения, а не делить бюджет на 40 мероприятий. Пусть будет какой-то фестиваль номер 1. Пускай не наш, пускай Выборгский или еще какой-то, но нужно сделать хотя бы один приличный, как Московский фестиваль. Он имеет статус международного, и отдельную бюджетную строку, а нас  просто похлопывают по плечу, дескать, молодцы какие. В общем, отношение, как к какому-то частному ларьку. Мы обозначили проблему и взяли тайм-аут, и теперь ждем какого-то решения. Надеюсь, что оно будет принято.
  - Олег Иванович, давайте отвлечемся от работы и поговорим о личном. Вы редкий в актерской среде человек, который через всю жизнь прожил в одном браке. С другой стороны, в фильмах ваше распространенное амплуа - это герой-любовник, коварный соблазнитель, женский искуситель. А как, по-вашему, что такое настоящая любовь? Это бурная страсть или то спокойное светлое чувство, с которым человек идет по жизни?
  - Бурная страсть, конечно, должна быть в жизни. Мы же все в той или иной степени переживали это замечательное чувство, но я бы не сказал, что мое амплуа – это герой-любовник. Сегодня вообще этот штамп несколько размыт, хотя последний фильм, в котором я играл, так и называется «Любовник», но это такая история, что злому врагу не пожелаешь. С другой стороны,  в «Докторе Живаго», такая коллизия, что первое прикосновение, определило  жизненные приоритеты героини. У нее был муж, был роман с Живаго, но она все оставляет и уезжает с Комаровским.
  Хотя в жизни, для меня лично, семья – гораздо важнее, чем любая страсть. Страсти – это хорошо в поэзии. Но это все проходит. А когда любовь переходит в другое качество, то это важнее любой страсти, даже такой, которая длится несколько лет. Важнее в жизни институт брака, семьи, друга, дома, закрытой спины. В этом не каждому человеку везет, оттого и говорят, что браки совершаются на небесах.
  Хотя, некоторые рассуждают по-другому: дескать, зачем  мне это нужно? Конечно, когда совсем в тягость, наверное, не надо в дом идти как на каторгу. Но все-таки, в решающий момент, нужно найти в себе силы, мудрость, потому что есть на свете вещи, которые дороже, чем просто страсть.
  - В одном из интервью Вы сказали, что в детстве вы мечтали стать вратарем, футболистом. Что-то осталось от этого увлечения? 
 - В какой-то период, я действительно всерьез думал о футболе. В институте мы часто  собирались, играли, и в Ленкоме у нас была футбольная команда. Выезжая на гастроли в другие города, мы обязательно играли с прессой. И это было замечательно. И даже проходили чемпионаты Москвы среди театров по футболу. Духовным наставником была Татьяна Пельцер, а первый удар по мячу всегда делал Леонов. Сейчас, к сожалению, их уже нет. 
  Да и в футбол мы давно не играем. И дело не только в том, что мы постарели. Просто сейчас совершенно другое время. Тогда было так: положили тебе оклад 120 рублей, и больше ты получить не можешь, пока не пройдут какие-то годы. И все спокойно играли в футбол.  
  Сегодня в жизни на первом плане стоит вопрос выживания. Есть возможность делать, доказывать, и энергия  тратится на другие вещи – не до футбола. Вот, к примеру, Безруков - снимается в трех картинах одновременно, и еще в театре играет. Да он к вечеру просто с ног валится! Какой уж тут футбол!
  - А что любите делать в свободное время?
 
- Я не умею организовать свой отдых, это мой недостаток. В силу того, что я с молодых лет работал не на первой скорости, второй и так далее, поступательно, а сразу на четвертой, судьба все время подкидывала разные безумные вещи. Только вроде бы отпуск грядет, и тут бум – роль шикарная. Завтра такой уже не будет, и я отказывался от отдыха. В этом смысле семья, наверное, со мной мучилась. Ну, не мучилась, конечно, потому что, самое главное, за что я ценю и уважаю супругу, которая сама актриса, это за то, что она  всячески помогала мне. Ведь это очень важно, чтобы в семье муж состоялся. Что бы было, если бы я не состоялся, как актер? Это даже трудно представить!
  Что может быть страшнее несостоявшегося артиста? Это не пересказать, потому что в актерской профессии, все построено на самолюбии, тщеславии. Ну, представьте, мы все  учились вместе – Маша, Коля, Витя, Валя. И вдруг - у Коли все, у меня ничего.       Что же может быть, в такой ситуации, кроме злости? Это в лучшем случае, а в худшем – многие ломаются и спиваются. Актер – это особая ипостась. Ну, плохой инженер, и плохой инженер, это не так страшно. Он может состояться в чем-то другом. А плохой актер – это жизненная трагедия.
  - Ну не все же время вы работаете! Наверное, иногда и отдыхаете? 
  - Ну, конечно, отдыхаю, ( лукаво улыбается) – в хороших местах! В последние годы уже  стало ритуалом, что я езжу в середине января в Дубай. Солнышка не хватает в России, тем более в Москве, поэтому для меня  это, как подзарядка. И театр на это идет, подстраивает под меня репертуар. Вот такой банальный способ отдыха. А вот что-то такое придумать, чтобы у вас сейчас у всех челюсть отвисла: «У, как он отдыхает!» - этого я не могу.
 - Как вы относитесь к тому, что в Москве открыли памятник Менхаузену? 
 - Хорошо. Я считаю, таких вещей должно быть как можно больше! Хотя, поначалу, когда я узнал об этой идее, то честно, говоря, напрягся и попросил авторов ни в коем случае не делать его с моим лицом. На этом я, к счастью, настоял.  
  Но потом, когда на открытие памятника собралось огромное количество людей, я понял, что это здорово. Для смеха придумал, что на счастье нужно потереть Менхаузену носик, так он уже стерся, этот носик! Люди выходят из метро,  видят Менхаузена, кто-то вспоминает картину, настроение поднимается. 
  Думаю, что таких памятников должно быть больше: пусть будет Чебурашка, Вини-Пух, Пятачок. И сейчас в Москве так и делают – в палисадниках, на газонах, в зеленых зонах. Это несет радость! Это такие вещи, которые не так уж дорого стоят, но это воспитывает тепло.
 Беседовала Елена БАТУЕВА.
ЯРОСЛАВЛЬ. Фото автора.
Категория: Из жизни известных людей | Добавил: vadgorev (20-Май-2009)
Просмотров: 4810 | Комментарии: 1 | Теги: Олег Меньшиков, Ярославль, фильм, дубли, съемки, «Доктор Живаго», Олег Янковский, Александр Прошкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Раиса  
0
Спасибо за статью!
Мне очень нравятся фильмы с участием Олега Янковского. Это актер от Бога.
Его смерть - большая потеря для нашей страны.
Пусть земля ему будет Пухом!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2024
Сайт управляется системой uCoz