|
Борис Годунов собрал аншлаг.
В минувшие
выходные в Ярославле прошел уникальный спектакль под открытым небом – это опера
Мусоргского «Борис Годунов» в авторской редакции.
- Версия, которую мы покажем ярославцам – это самый первый,
авторский вариант, сочиненный Мусоргским,
- рассказывает дирижер оркестра
московского театра «Новая опера» Дмитрий Волосников, - из нее отрезаны все
лишние сцены, которые появились после вмешательства цензуры, в роли которой
выступала «Могучая кучка» во главе с Римским-Корсоковым – польский акт, сцена
под Кромами и так далее. Раньше нам твердили, что «Борис Годунов» - это
народная драма. Ничего подобного: это трагедия непосредственно одного человека.
Грандиозное действо впервые было показано под открытым небом
– раньше «Новая опера» показывала лишь отдельные сцены из Годунова у стен
Ипатьевского монастыря в Костроме, но весь спектакль вне стен театра
разыгрывался впервые.
Погода содействовала артистам – в день премьеры, 20 августа,
с раннего утра на небе не было ни одной тучки. Ведь если что и могло испортить
действо – так это проливной дождь.
Как поделился секретом Дмитрий Волосняков, хорошую погоду
«налаживали» специально. Пять дней, начиная с понедельника, на звоннице
Спасо-Преображенского монастыря, где проходил спектакль, с утра до вечера
звонили в колокола звонари, разгоняя тучи.
Опера началась в
половине десятого вечера, когда уже стемнело. Задумано это было организаторами
не случайно: для спектакля необходимо было выставить свет, как на сцене в
театре, а для этого нужна была полная темнота.
Правда работать, как признались артисты, было не очень-то
привычно. Голая сцена – без декораций, вместо театрального антуража – стены
Спасо-Преображенского собора и монастырской звонницы. Очень вписалась в
интерьер растущая у колокольни береза,
под которой юродивый в исполнении Дмитрия Пьянова спел свою знаменитую арию
«Мальчишки отняли копеечку». Ярославцы смогли увидеть ведущих солистов «Новой оперы» -
Бориса Годунова пел Владимир Кудашов, роль думного дьяка Щелкалова исполнил Василий
Ладюк – который в нынешнем году получил гран-при сразу двух конкурсов оперных
певцов - конкурса Гиннес в Испании в марте и конкурса Доминго в июне. Партию
Василия Шуйского исполнил Роман Шулаков.
Руководил постановкой один из лучших московских звукорежиссеров Игорь
Вепринцев, знаменитый своими постановками под открытым небом на Красной
площади.
Неудивительно, что все места были распроданы задолго до дня
спектакля. Посмотреть на это удивительное действо пришло около 3000 зрителей –
люди покупали входные билеты и почти три часа, пока длилась опера, стояли на
холодном ветру. Впечатление от спектакля, конечно, потрясающее, особенно,
когда сидишь в первых рядах партера – оркестр расположился прямо на траве – в
двух шагах от зрителей, над ним – как на помосте огромная сцена, на которой
разыгрывается драма.
Под открытым небом,
освещенным яркими звездами и полной луной, все это смотрелось очень
завораживающе. Единственная трудность, которую пришлось выдержать зрителям –
это довольно низкая температура воздуха и ветер. Высидеть на месте около трех
часов ( а спектакль шел без антракта), в таких условиях было нелегко. Хотя,
среди зрителей я с удивлением увидела дам в натуральных шубах ( люди подошли к
вопросу серьезно!!!). Помогло и руководство Ярославского
историко-архитектурного музея- заповедника, которое выступило в роли
организаторов спектакля, продумало и этот вопрос, открыв в стенах монастыря
несколько крытых торговых павильонов. Причем, наливали не только чай и кофе, но
и водку с коньяком. Из-за этого «на галерке» происходила постоянная ротация
страждущих согреться и возвращающихся на
места с горячительными напитками. Но, в целом, это не испортило впечатления от
спектакля: из-за мощных микрофонов звук охватывал все окружающее
пространство. Скучной эту оперу нельзя назвать и потому, что на сцене
очень быстро менялось действие. Всего в спектакле участвовало более двухсот
человек вместе с хором. Кроме 14 солистов, исполнявших основные партии, задествованы
были ярославская хоровая капелла и детский хор мальчиков.
Всех труднее было, наверное, оркестрантам: им пришлось
играть на таком холоде без антракта. Так что согреться горячительными напитками
они не могли. Музыканты, хотя и оделись почти по-зимнему – вместо фраков и
вечерних платьев – теплые анараки и пуховики, все равно ежились на ветру. Но
это не портило впечатление от прекрасной музыки – акустика в открытом
пространстве тоже особая. Необычный колорит спектаклю придавали колокола, в
сопровождении которых шло все действие. (Колокольную партитуру исполняла
бригада звонарей Московского Кремля под руководством Игоря Коновалова.)
Это еще одно из преимуществ спектакля под открытым небом – в
условиях театра добиться такого звука, как от многотонных колоколов на
звоннице, невозможно.
Все это вместе придавало особый колорит спектаклю, и
христоматийные, знакомые с детства арии, звучали как-то по-новому, и волнующе.
Удивительно то, что несмотря на холод, почти никто из зрителей не ушел – все
досмотрели спектакль до конца, артистов несколько раз вызывали «на бис».
Можно поздравить «Новую оперу» с удачным экспериментом:
заманить современного зрителя на «Бориса Годунова», да еще и держать его до
финала в наше время равносильно артистическому подвигу.
Елена БАТУЕВА.
ЯРОСЛАВЛЬ.
Фото автора.
|
Категория: Культура и искусство | Добавил: vadgorev (13-Мар-2009)
|
Просмотров: 3078
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|