Известного комедийного
актера Александра Олешко телезрители скоро увидят в совершенно неожиданном
амплуа. Олешко сыграет роль российского разведчика Александра Ботяна, который
уже становился прототипом киногероя – майора Вихря из одноименного советского
фильма.
На этот раз разведчику
не придется скрываться под псевдонимами. Фильм под рабочим названием «Человек,
который спас город» снимается именно о нем. Фильм снимается в жанре
документальной драмы объединением «Артель»,
недавно созданным на первом канале. Фильм о Ботяне будет первым из 10 сериалов,
посвященным советским разведчикам. Фильмы снимаются по заказу Службы внешней
разведки к празднованию юбилея этого подразделения, который грядет в 2010 году
и уникален тем, что в нем снимался сам Алексей Ботян. 92-летнего разведчика
снимали на его подмосковной даче.
«Алексей Ботян удивил
своей жизнерадостностью и энергией, - рассказывает режиссер фильма Александр
Львович Сидоров, - он до сих пор лихо ездит на велосипеде, сохраняет чувство
юмора, красиво ухаживает за женщинами, а когда мы возвращались со съемок из
Кракова в поезде обыграл всех наших мужчин в шахматы»
В том же самом поезде
был еще один забавный эпизод. Алексей Ботян очень боялся проспать Минск,
которые по расписанию был в 4 утра. «Причину этого беспокойства я понял, только
когда Ботян появился на пороге моего купе с двухлитровой стеклянной бутылью с
мутной жидкостью, - рассказывает режиссер Александр Сидоров, - и торжественно
произнес: «Вот племянник принес белорусской самогонки, буди ребят. Ее же надо
до Москвы выпить»!
Кроме съемок в Кракове,
который Алексей Ботян спас от разрушения, сорвав план немцев по уничтожению
города, разведчика снимали в Подмосковье, у него на даче.
Здесь снимался эпизод,
как актер Александр Олешко, который играет Ботяна, встречается с ним и
разговаривает о жизни. Воспоминания Ботяна о прожитой жизни, о войне, оживают
на экране в игре актеров и в кадрах кинохроники…
Большая часть фильма
снимается в Ярославской области. «Когда мы показали Ботяну виды города Тутаева
на фотографиях, он поразился: «Это же уездный белорусский городок военного
времени, - вспоминает режиссер Александр Сидоров, - после этого было принято
решение снимать именно здесь».
Эпизод, который снимали
в тот день, когда оказались на съемочной площадке, рассказывал о том, как
партизаны освобождали западную Украину. Режиссеру удалось отыскать в Тутаевском
районе отдаленный хутор, где и
происходило действо. Сначала снималась сцена расправы бендеровцев над стариком,
жившим на хуторе, за которой из кустов наблюдали партизаны. А затем,
партизанский отряд во главе с Ботяном – Олешкой, захватывает бандитов и Ботян
лично расправляется с бендеровцем, убившим старика.
Съемочная группа
оккупировала дом на несколько дней, к ужасу хозяев наводя свои порядки –
например, для правдоподобности оторвали обшивку из досок, чтобы были видны
бревенчатые торцы, накосили сена, расставив его аккуратными стожками, заставили
двор оружием и телегами. Съемки проходили в сумерках, на полянке у дома
мгновенно с помощью газовой горелки появился костерок, вокруг которого
расположились «пьяные» бендеровцы. Самого момента убийства в кадре не было.
Только крупным планом поднятая рука с пистолетом. Вообще, режиссер Александр Сидоров постарался
избежать в своем фильме сцен крови и насилия, расставив акценты на другом –
личности разведчика.
Некоторые эпизоды
фильма снимались в Ярославле – в железнодорожном тоннеле, в
Спасо-Преображенском монастыре. Причем, в монастыре снимали зимние сцены –
декабрь 1942 года. Это в разгар лета! «В общем-то ничего сложного, - улыбается
актер Александр Олешко, - снеговыми машинами нагнали снег, актеров одели в
ватники и снимали. Вот когда зимой лето снимают, это уже, говоря современным
языком «жесть».
Александр Олешко не
сразу согласился на предложенную роль. «Были определенные сомнения, все-таки
моя территория – это комедийные фильмы, а здесь приходится сниматься в очень
серьезном амплуа.
Но с другой стороны,
видимо, во мне накопился какой-то подсознательный эмоциональный опыт, который
требует выплеска. К Великой Отечественной войне у меня свое отношение. Когда
приезжаю на Мамаев Курган в Волгоград, я не могу сдержать слез. В день победы я
тоже всегда плачу. В этот день я никогда не назначаю никаких концертов, не
играю в спектаклях, потому что просто не могу выступать. Мне трудно играть, у
меня внутри какой-то спазм. Я сижу,
смотрю по телевизору советские фильмы, слушаю военные песни и плачу. Это
немного странно, потому что у меня не было родственников, которые погибли на
войне, я сам не служил в армии. Хотя после того, как я снялся в нескольких
фильмах о войне, могу сказать, что уже прошел кое-какую армейскую закалку.
Поэтому, оставив сомнения, которые у меня поначалу были, принял предложение
сниматься в этом фильме и сейчас очень этому рад. Благодаря этому, я получил
возможность познакомиться с таким уникальным человеком, как Алексей Ботян. Эту
роль я воспринимаю, не в качестве подарка, с точки зрения долга, который ты,
будучи человеком другого поколения, должен выполнить в память тех, кто защищал
свою родину.
- Алексей, насколько
сложно играть не какого-то вымышленного персонажа, а человека, который живет и
здравствует?
- Очень сложно. Для
меня это мука и ответственность, и я все время нахожусь в стрессовом состоянии.
За время нашего общения с Алексеем Николаевичем, я конечно пытался его понять,
прочувствовать, но все равно, конечно, это будет некий собирательный образ, основанный
на биографии Ботяна и надеюсь, что, по крайней мере, этот образ не вызовет у
него раздражения.
- Алексей, а сами Вы в
детстве увлекались фильмами про разведчиков, Штирлица любили?
- Конечно. Я хорошо
помню то время, когда моя бабушка, как и все женщины Советского Союза была
влюблена в Штирлица, как у нас дома собирались ее подруги, они смотрели фильм
«17 мгновений весны» и нервно курили. Штирлиц был для них идеалом человека. Это было нечто иное, нездешнее,
человек, у которого по-другому устроены мозги. Я вообще в детстве смотрел много фильмов о
войне. И не согласен с теми, кто
считает, что западные фильмы о войне лучше, потому что там более эффектные
трюки и экшн. В советских фильмах есть душа, дух, там в каждом кадре столько
радости, надежды, настоящего, что эти
фильмы живут и не устаревают.
В этом фильме чего
будет больше – эффектов и трюков или души?
- В этой истории будет
больше показана внутренняя человеческая работа. Ведь хороший разведчик тот, по
которому нельзя определить, что он разведчик. Внешне для окружающих он просто
обычный человек, и только на уровне глаз
понимаешь, что внутри проходит постоянная напряженная работа. ..
Кстати, в фильме будет
показана не только война, но и любовь. Правда, любовный сюжет был придуман
сценаристом, потому что настоящая жена Алексея Николаевича жива, и их роман и
последующая супружеская жизнь – это одна из закрытых страниц биографии
разведчика, которые останутся за кадром. Правда, вымышленной возлюбленной
Ботяна в фильме дали реальное имя его супруги – Галина. Это романтический
эпизод несостоявшейся любви. Они встречаются, влюбляются и расстаются – их
разлучает война.
Фильм закончится
сценами окончания войны. Мирная жизнь разведчика Ботяна так и останется под
грифом «секретно». Ведь, несмотря на свой возраст, он еще в строю.
Тем не менее, кое-какие
тайны режиссер все-таки приоткроет. Также, как зрители смогут увидеть
уникальную кинохронику, которую будут транслировать впервые.
- В подготовке фильма
нам очень помогали пресс-служба Службы внешней разведки, - рассказал режиссер
Александр Сидоров, - там работают очень симпатичные люди, с которыми мы очень
легко нашли общий язык, тем более, что фамилия начальника пресс-службы Иванов,
а моя Сидоров, и мы легко сошлись, - шутит режиссер.
- Будет ли СВР
проводить какую-то цензуру фильма?
- Мы заранее обговорили
все моменты, которые будут отражены в фильме, поэтому цензура будет только
внутренняя, чтобы фильм получился действительно качественным.
Елена Батуева.
Фото Александра
Субботина.
|