|
Преображение Господне. Яблочный Спас.
|
|
Преображение Господне, или
Яблочный Спас, как называют 19 августа в народе, один из любимых праздников на
Руси. Традиционно в этот день проходят народные гулянье, освещаются плоды
нового урожая.
Особо празднуют этот день
жители села Спасского Ярославского района. Когда-то здесь стоял храм, в честь
Преображения Господня, и этот праздник был престольным.
Местечко это отмечено еще и
тем, что здесь находится родовое поместье князей Урусовых. Различные
представители этой династии не раз упоминаются на страницах отечественной
истории. В Х1Х веке многие потомки старинного рода занимали должности в
губернских и уездных собраниях Ярославля, Москвы и Питера. | В Спасском и
по сей день сохранилась деревянная усадьба Урусовых и остатки барского парка с
прудом. Правда, сейчас в бывших барских палатах … корпуса психиатрической
больницы. Впрочем, местные жители к такому соседству уже привыкли.
|
| Празднику, который в день
Преображения, по традиции, разворачивается в бывшем барском парке, это не
мешает. Кроме традиционного угощения освященными яблоками и концерта с участием
местных самодеятельных коллективов, здесь чествуют лучших людей села –
многодетные семьи, сельских активистов, лучших цветоводов-огородников,
выдающихся людей села. Среди них – гордость местных педагогов Дмитрий Белотелов
– единственный за всю историю сельской школы медалист. Сейчас он студент
юридического факультета.
| Традиционно, на Ярославщине, именно праздник
Преображения отмечают с особым размахом. Возможно, это связано с именем самого
древнего на территории города
Спасо-Преображенского монастыря. Именно здесь графом Мусиным-Пушкиным
был найден первый русский письменный литературный источник – поэма «Слово о
полку Игореве». Сейчас в монастыре, который многие ошибочно называют «кремлем»,
расположился историко-архитектурный музей. Его сотрудники и создали интересную традицию,
связанную с праздником Преображения.
|
| … Дождливым утром 18 августа 1991 года на Большой
Звоннице Спасского монастыря, после долгого молчания зазвучали колокола,
положив начало фестиваля колокольных звонов и хоровой музыки «Преображение». С
2004 года он носит имя руководителя московского муниципального театра Евгения
Владимировича Колобова, стоявшего у истоков создания праздника. В нынешнем году
19 августа открылся восемнадцатый по счету фестиваль.
| Единственный раз в году освящается алтарь древнего
Спасо-Преображенского собора монастыря: здесь служится Божественная литургия,
|
| а
затем совершается любимое народом действо – молебен на освящение яблок. Фрукты
десятками килограммов каждый год закупает музей и угощает ими всех гостей
праздника. А затем, по традиции, начинается колокольный концерт, на который
съезжаются лучшие звонари со всей России и из-за рубежа.
| То печально и
торжественно, то радостно-ликующе звучат под их руками старинные монастырские
колокола, ярославского, псковского, питерского московского и даже голландского
литья. а
затем совершается любимое народом действо – молебен на освящение яблок. Фрукты
десятками килограммов каждый год закупает музей и угощает ими всех гостей
праздника. А затем, по традиции, начинается колокольный концерт, на который
съезжаются лучшие звонари со всей России и из-за рубежа. То печально и
торжественно, то радостно-ликующе звучат под их руками старинные монастырские
колокола, ярославского, псковского, питерского московского и даже голландского
литья. Колокольным звоном начинается и завершается фестиваль, который длится
четыре дня. В ночь с воскресения на понедельник над Ярославлем опять поплывут
малиновые звоны – колокольный концерт «Поздравление любимому городу» ознаменуется
подъемом на звонницу нового колокола под названием «Тысячелетие Ярославля»,
отлитого на Тутаевском колокольном заводе Шувалова.
|
| В рамках фестиваля пройдут концерты церковного
хорового пения в ярославских храмах, конкурсы цветов, выставки картин
российских и зарубежных художников . А главным сюрпризом станет
литературно-музыкальный проект «Слово о полку Игореве», посвященный 825-летию
создания манускрипта. В проекте задействованы три хоровых коллектива из Москвы,
Костромы и Ярославля, солисты столичного театра «Новая опера», русские плачи в
исполнении фольклорного ансамбля «Услада». | Ну, и, конечно, в музыкальную ткань
постановки вплетены колокольные звоны. А оригинальность этому действу придадут
песочные композиции московской художницы по песку Лилии Чистиной. Процесс их
создания будет проецироваться на стену звонницы Спасского монастыря.
Кстати, спектакль под открытым небом на
историческую тему в стенах монастыря – это ежегодная традиция фестиваля. Эти
зрелища, как, впрочем, и другие мероприятия фестиваля собирают сотни зрителей. Порой,
огромная территория монастыря не вмещает всех желающих попасть на праздник.
В чем же секрет популярности этого церковного
праздника, превратившегося за последние годы в практически светское
мероприятие?
- Праздник Преображения Господне связан с событиями,
которые произошли на горе Фавор еще при жизни Христа, - рассказывает ярославский
священник Олег Скворцов, - Спаситель взошел
на эту гору со своими учениками, и затем,
преобразился перед ними. Его плоть
просветлела, просияла, и одежды его сделались белыми как снег. Для чего он это
сделал? Для того, чтобы показать ученикам, что происходит с человеком при
обожении, как просветляется не только душа, но и тело.
Интересно, что в первые века христианства не
придавалось большого значения этому празднику. Популярность он приобрел
благодаря проповедям византийского святителя и богослова Х111 века Григория Паламы. Именно он ввел такой термин
как «обожение» - то есть духовного приближения человека к Богу. То есть важна не вера в то,
что Бог есть, а то, что эта вера даёт человеку возможность самому стать
подобным Богу, даёт ему силы двигаться вперед
по пути духовного возрастания. Кстати, символика Преображения отразилась и в
иконографии – именно отсюда пошли светящиеся нимбы.
Такой вот высокодуховный смысл у этого праздника.
Казалось бы, при чем здесь яблоки?
|
| Как рассказал отец Олег Скворцов, эта
традиция пошла от существовавшего на востоке церковного обычая освящать в этот
день виноград, из которого впоследствии приготовлялось вино для таинства
евхаристии. Ведь именно причастие, образуемое в этом таинстве, и дает
возможность человеку приобщиться к божественному началу. Там же, где виноград
не растёт, стали освящать другие плоды. Поэтому на молебне, который служится
после литургии, читается две молитвы – одна на освящение винограда, а другая на
освящение других плодов.
| По словам священника, поверье, что до 19 августа
нельзя есть яблоки нового урожая, это всего лишь народная традиция, которая к
церковным уставам никакого отношения не имеет.
- К
сожалению, современный человек, склонный ко всему материальному, обращает
больше внимания на обрядовую сторону этого праздника, а не на его духовный
смысл, - говорит отец Олег, - Главный смысл этого праздника в том, что человек есть образ Божий и может быть богоподобен. Этот
праздник должен стать поводом для того, чтобы обратиться к своему внутреннему миру
к его преобразованию, преображению.
Елена БАТУЕВА.
|
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (13-Авг-2010)
|
Просмотров: 3844
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|