Остров святых. Это название дали Кипру не случайно. Здесь на
каждом шагу - храмы, часовни, вдоль дорог - миниатюрные макеты церквей с
горящими лампадами - что-то вроде наших поклонных крестов. Большие православные
праздники - Рождество, Троица, Пасха и так далее, являются государственными,
так что эти дни в стране никто не работает. Закон Божий входит в школьную
программу, его изучают с первого класса, а в каждом доме обязательно есть
красный угол с иконами, в котором непременно присутствуют небесные покровители
всех членов семьи.
Каждый, кто приезжает на Кипр с целью паломничества, обязательно
ощущает на себе непередаваемую атмосферу святости. Стоит только отъехать от
туристических городов, как попадаешь совершенно в другой мир. Несмотря на то,
что Кипр - довольно небольшой остров ( его площадь менее 10 тыс
квадратных километров, а население всей страны около 800 000 человек),
чтобы посетить все святыни, расположенные на нем, потребуется, наверное, не
менее месяца. Наше путешествие по Кипру заняло всего неделю. Но все же увидеть
удалось не так уж мало. Но обо всем по порядку.
Мы прилетели на Кипр в конце мая - самое благоприятное
время для путешествий – нет изнуряющей жары, но уже вполне можно купаться в
море, температура в котором была 20 градусов. Остановились в отеле Narcissis в
поселке Протарас. Отель 3 звезды, с системой все включено. Это, на мой взгляд,
лучший вариант размещения, поскольку на Кипре, который входит в Еврозону, питание
очень дорогое. В туристических зонах скромный обед с безалкогольными напитками
обойдется в 12-20 евро на человека. Ненамного дешевле питание и вне турзон. На
чем можно сэкономить, отправляясь на Кипр - на экскурсиях, если берешь в прокат
машину. Если не собираетесь в дальше путешествие можно обойтись и скутером,
потратив 15 евро в день против 40 что придется отдать за машину. Мы поначалу
так и сделали, взяли скутер и первые три дня обследовали окрестности на нем.
Часть первая.
Окрестности Протараса. Айа-Напа. Побывали в соседнем поселке Агиа Напа, или как его здесь называют
- Айа Напа. Здесь древний монастырь с одноименным названием. Агиа Напа - это
вовсе не «Святая Напа», как нам пояснили в отеле ( а в отелях работает много
иностранцев, по большей части болгар и русских). Это икона Божьей Матери Агиа
Напа, что в переводе означает Святая Роща. По преданию, эта чудотворная икона была
обнаружена в XIV веке охотником
в лесу, откуда и пошло ее название. Здесь был основан мужской монастырь, но
сейчас монахов уже нет, в храме проходят службы, он открыт для туристов, как и
территория монастыря. С древних времен сохранился храм, вырубленный в скале,
каменный фонтан, бывший братский корпус. Любопытны скульптуры Иисуса Христа и
Богородицы, которые стоят на горе и смотрят оттуда на паломников.
Еще один храм, который мы обнаружили в Айа-Напе посвящен Георгию
Победоносцу. Это небольшая церковь неподалеку от порта, расписана красивыми
фресками. Здесь служит русскоязычный священник. Также на дверях церкви мы
обнаружили расписание служб в храме святителя Николая в Протарасе, которые
проходят на русском языке. Мы решили посетить ближайшую воскресную службу.
Погуляли по вечерней Айа-Напе, которая отличалается от нашего
тихого поселка Протараса обилием ресторанчиков и кафе, большим портом, где
предлагают услуги морской рыбалки, прогулок по морю, дайвинга и так далее - все
значительно дешевле, чем в Протарасе. Также дешевле здесь и магазины. Кстати,
есть и русский ресторан «Теремок». Правда, мы в него не заходили. Из необычных
услуг хотелось бы отметить «Педикюр рыбками». Засовываешь ноги в аквариум со
специальными рыбками, и они объедают ороговевшие участки кожи и мозоли.
Девушка, которой делали такой педикюр сказала, что по ощущениям похоже на
электрофорез. Стоит эта услуга от 7 до 15 евро в зависимости от длительности.
Храм
великомученицы Варвары и блаженной Матроны и храм святителя Николая. Наша первоначальная цель - попасть на настоящую киприотскую
службу, осуществилась не сразу. Узнав о том, где находится ближайший к нам
приходской храм - у супермаркета Orphanidis (из Протараса
можно добраться на 102 автобусе), мы отправились на службу в Праздник
Вознесения Господня. Огромный храм великомученицы Варвары и блаженной Матроны
Московской в 9 утра был уже пуст. Как оказалось, служба у киприотов начинается
в 6.30 утра - дань традиции, установленной первыми христианами, которые служили
всю ночь, так что литургия начиналась с восходом солнца. Мы походили по храму,
поставили свечи.
В следующее воскресенье приехали в 6.30. служба уже началась.
Немногочисленные прихожане сидели на скамейках. На солее два клироса - одни
мужчины пели по -гречески знаменным распевом. После чтения Евангелия, священник
вышел на середину храма и предложил всем прихожанам приложиться к огромному
старинному Евангелию в серебряном окладе. После того, как все прихожане
приложились, он пронес его через весь храм и положил на аналой у входа, чтобы
опоздавшие могли приложиться.
Мы пробыли на службе немногим более часа. Служба оказалась
довольно трудной для понимания, несмотря на то, что я пыталась следить по
книге, написанной на греческом языке, ход Литургии, мне с трудом удавалось
понять, что к чему. До конца Литургии мы не дождались, решив отправиться на
службу в русский храм. Когда мы вышли из храма, к нему начали подъезжать машины
с киприотами. Видимо, основная масса прихожан подтягивалась к концу службы - к
Причастию.
Через 15 минут мы уже были на побережье у отеля Golden Coast в храме святителя Николая. Служба еще не началась. Хор состоял из
двух паломников из России - мужчины и женщины. Молодой священник приветствовал
нас на русском языке. Литургия полностью совпадала с той, что служится у нас,
только во время многолетия вспоминали не Московского Патриарха, а местного
митрополита. К причастию в храме собралось довольно много народу - видимо, туристы
из России. Выйдя с чашей, священник сказал, что по традиции Кипрской ЦЕРКВИ
прихожане причащаются без исповеди. Исповедуются в любое время, когда возникает
к тому необходимость.
Причащались, в основном, дети. Взрослые россияне причащаться не
стали - все-таки крепка традиция Русской Церкви приступать к Причастью лишь
после тщательного очищения и тела и души.
Продолжение
следует
|