|
Православная культура – предмет или образ жизни?
Вот уже много лет идет
обсуждение вопроса – можно ли вводить
предмет Православная культура в школе. В этом споре сломано множество копий, выплеснута
масса эмоций, уже написаны учебники, и наверняка, защищена ни одна диссертация.
Наконец, православная общественность взяла вверх над предубеждениями руководителей нашего светского государства, и
предмет потихоньку вводится в школы. Вводится по капельке, с такой
осторожностью, как будто это некий яд, который только в малых дозах может
лечить души, а чуть переборщишь – и выйдет передозировка и отравление. Впрочем,
я хотела сказать немного о другом. Не касаясь механизмов введения в школах «Основ
православной культуры», заглянуть в суть – а что даст его изучение нашим детям?
Несомненно, они станут более
покованными в теологических вопросах, будут знать, что такое Евангелие, получат
информацию о церковных праздниках и Богослужении. Но ведь в нашей православной
России это изучалось детьми с пеленок, и тем не менее, эти знания не смогли
предотвратить той страшной богоборческой смуты, что случилась в 1917 году и
последствия которой будут расхлебывать еще многие поколения. Как учесть этот
горький опыт и не допустить его повторения, как избежать того, чтобы
«подкованные» в вопросах православия школьники стали формальными носителями религиозных
знаний? И можно ли привить веру с помощью пятибалльной системы?
Вспоминается ответ одного
приходского батюшки, когда я спросила его, нужно ли заставлять детей каждое
воскресенье ходить в церковь. Он сказал такие слова: «Самые страшные атеисты
вырастают в самых строгих православных семьях». Тогда я не поняла смысла
сказанного, и продолжала требовать от детей безукоснительного посещения храма и
воскресной школы. Сколько из-за этого было ругани и ссор, сколько слез пролито
с той и другой стороны, когда по воскресеньям приходилось отрывать детей от
компьютера и тащить к причастию. Теперь, когда взрослая дочь отказывается
посещать церковь даже по большим
праздникам, отмахиваясь от меня словами: «В детстве находилась»! я начинаю
осознавать правоту того священника.
И как противовес, вспоминаю двух
московских девчонок – первоклашек, с которыми судьба свела меня на летнем отдыхе
на море. Обе из вполне «современных» семей, где родители вкалывают с утра до
вечера, а дети живут своей жизнью, где по воскресеньям ходят не в храм, а в
супермаркет, а по праздникам – в Макдональдс. Увидев меня с молитвословом в
руках, они подсели и стали расспрашивать, что за книгу я читаю. Молитвослов
этот был прекрасно иллюстрированным подарочным изданием, так, что с помощью
красочных литографических икон, я как могла, растолковала малышкам основы
православной веры. Они слушали, открыв рот, задавали много вопросов и никак не
хотели идти купаться в море, несмотря на уговоры родителей. Под конец я предложила им сходить вместе с нами в храм,
который был в этом курортном городке, и они с энтузиазмом взялись учить «Символ
веры» и «Отче наш», чтобы вместе со всеми петь их на службе.
Воскресным утром, к величайшему
удивлению своих родителей, которые не верили, что их чада смогут встать «в
такую рань», девчушки в семь ноль-ноль в платьицах и платочках стояли у ворот, и потом,
отстояв, не шелохнувшись, всю службу, серьезно сказали мне: «Спасибо, что взяли
нас в храм». Откуда в современных, несведущих в вопросах веры детях, вдруг
пробудилась такая тяга к Церкви, такая жажда истины? Думаю, что это и есть
«посещение Божие», когда чистого сердца касается благодать, и разум понимает
все сразу, без учебников и наставлений.
К чему я привожу эти примеры? На
мой взгляд, вряд ли школьный предмет «Православная культура», преподаваемый
невоцерковленными школьными учителями,
поможет решить проблему нравственного и религиозного воспитания
подрастающего поколения. И вера, став
одним из скучных учебных курсов, для кого-то уже не сможет воплотиться в живую
и горящую, как это стало с русской литературой, которую в обязательном порядке
читают по школьной программе. Трудно представить, как при нынешнем формальном
подходе к школьному образованию со стороны педагогов, можно вообще чем-то
«зажечь» детей. Не случайно говорят, что вера – это дар Божий. И если в душе
ребенка есть Божия искра, то пройдя через любые жизненные терния, она
возгорится, и будет полыхать в сердце пламенной верой.
Чтобы вырастить ребенка
христианином, человеком, живущим в ладу со своей совестью, прежде всего нам,
взрослым надо жить по-христиански: любить своих ближних, прощать врагов, подавать
нуждающимся и просящим, не раздражаться
и не кричать на наших детей, даже когда они нас огорчают, отучиться от
чревоугодия и сребролюбия. Тогда, видя наш образ жизни, наши дети начнут
подражать нам в добродетелях, и тогда не нужно будет заставлять их корпеть над
«Законом Божьим» - христианские заповеди отпечатаются в самом их сердце. Если
же мы, сами не меняясь внутренне, нисколько не подвигаясь в добродетелях, будем
только на словах преподавать им науку благочестия, то это, увы, может привести к обратному результату.
Елена Батуева.
|
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (19-Июл-2010)
|
Просмотров: 1890
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|