День шестой-седьмой. Эпилог.
Проснулись под стук колес - поезд
уже тронулся в обратный путь. За завтраком нам объявили, что вечером в
вагоне-ресторане будет устроен прощальный ужин, но, так как артистов на него
железная дорога пригласить не смогла, развлекать друг друга будем мы сами. От
каждого купе требуется представить по номеру художественной самодеятельности.
Народ разошелся озадаченный -
готовить концертную программу. До вечера было еще далеко, и я решила пообщаться
с организаторами пресс-тура. Главный идейный вдохновитель этого мероприятия - начальник
отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций северной железной
дороги Светлана Шубина, рассказала, что идея организовать такой пресс-тур
родилась еще 5 лет назад. Но чтобы раскрутить железную дорогу на это недешевое
мероприятие, потребовалось немало времени.
Дело сдвинулось, благодаря предстоящей
ассамблее начальников железных дорог России, которая будет проходить в
Ярославле с 20 по 23 июля. К этой ассамблее решили снять 3D фильм о Северной железной дороге, а
заодно со съемочной группой прокатить и журналистов различных СМИ.
- В связи с развитием проекта
«Урал Промышленный. Урал Полярный», предполагается увеличение грузоперевозок в
Ямало-Ненецком округе, а потому в развитие железных дорог от станции Чум до
Надыма и станции Полуночная, будут вкладываться огромные инвестиции, -
объяснила Светлана Шубина, - возможно, что часть железных дорог будет
принадлежать не РЖД, а частным компаниям. Такая дорога в Ямало-Ненецком округе
уже есть. Это ветка Обская-Бовоненково. Она положила начало Ямальской железной
дороге, которая принадлежит ГАЗПРОМу.
Как рассказала Светлана, цель
пресс-тура, которому дали название «Дорога, объединяющая регионы», была в том, чтобы показать, как железная
дорога влияет на жизнь тех регионов, через которые она проходит. Пресс-туром
Светлана осталась довольна, потому что сама впервые побывала в этих местах.
Журналисты тоже вели себя вполне прилично, никаких особых эксцессов в дороге не
произошло, никто не напился и не заблудился в тундре, так что жалеть было
совершенно не о чем.
- С нетерпением ждем ваших
материалов! - заключила Светлана Шубина.
Незаметно пролетел день. За ужином, как и планировалось, состоялся
концерт самодеятельных номеров. Самые большие овации сорвали организаторы
пресс-тура, которые изобразили пресс-конференцию с дежурной по станции Чум.
Речь на ней, конечно, шла о жезлах!
Закончился вечер дискотекой. Тут
тоже зажигали наши милые девушки с Ярославского и Вологодского отделений
железной дороги. Да так, что стоявшие на перронах мужики, увидев их энергичные
танцы через окно, тоже начинали приплясывать и махать руками вслед танцующему
вагону.
Ночью мы распрощались с
журналистами республики Коми - Борисом, Анной и фотографом Константином - они
вышли на станции Микунь и отправились в Сыктывкар. Нам предстояло проехать еще
сутки до Ярославля.
На следующий день мы решили
познакомиться с начальником поезда. Поводом для этого знакомства послужили
фотографии, которые он подарил пресс-секретарю Вологодского региона Лилии
Сенченко. На снимках были запечатлены красоты Заполярья - Карское море, белые медведи,
моржи, оленьи упряжки и чумы, а также «мертвая дорога», проложенная на Ямале в
начале 50-х годов.
Снимки были настолько
великолепны, что нам захотелось узнать, где и когда они были сделаны.
Начальник поезда Сергей
Владимирович Зудов, принял нас в своем спец-вагоне. Сергей Владимирович рассказал, что на железной дороге отработал 20 лет - 10 лет
проводником и 10 лет начальником поезда. По маршруту Москва-Лабытнанги ездит уже 3 года.
Конечно же, мы попросили его
рассказать о специфике работы начальника поезда, о том, бывали ли в его работе
какие-то интересные случаи. Сергей Владимирович ответил, что работа, в
основном, рутинная, однако, пассажир пошел капризный, предъявляющий высокие
требования к обслуживанию и сервису.
Что касается экстремальных ситуаций,
то они возникают, в основном, когда вахтовики направляются домой после работы.
Тут можно ожидать чего угодно, вплоть до криминала. И если раньше с поездом всю
дорогу ехала бригада милицейского сопровождения, то теперь этого нет - экономия
средств. Так что с хулиганами и дебоширами приходится разбираться поездной
бригаде. Первый опорный пункт милиции только в Инте. Приходилось там высаживать
распоясавшихся дебоширов. Что касается освободившихся заключенных, то они как
раз ведут себя прилично, так как опасаются, что их могут забрать в милицию.
Экстремальных случаев с Сергеем
Владимировичем в дороге не случалось, но его предшественники рассказывали, что
на маршруте Москва-Лабытнанги бывали такие обильные снегопады, что поезд
заносило снегом по самую крышу, так что он не мог сдвинуться с места.
Что касается пассажиров, то по
наблюдениям Сергея Владимировича, с людьми живущими на севере, общаться гораздо
легче. Северяне более простые и отзывчивые, чем жители средней полосы России.
- Север вырабатывает у людей
особый характер. Ведь здесь всегда экстремальные условия, - объясняет Сергей
Владимирович, - к примеру, если зимой человек идет по трассе, любая машина
остановится и подберет его, иначе он может замерзнуть! Даже поезд
останавливается, если в тундре на железную дорогу выходит заблудившийся
человек. Вот такие они - законы севера.
Фотографии, которые привели нас в
такой восторг, Сергею Владимировичу подарили вахтовики. Сам он дальше Салехарда
не выезжал. Желания провести на севере отпуск, попутешествовать по этому дикому
краю у него, как он признался, никогда не возникало.
Что касается моих личных
впечатлений от путешествия, то могу сказать, что встреча с севером подарила
массу положительных эмоций. Жалко
только, что не удалось побывать в оленеводческом стане, подольше
попутешествовать по Ямалу, увидеть все красоты этого волшебного края. Надеюсь,
что это желание вернуться сюда, когда-нибудь воплотится в жизнь.
Елена БАТУЕВА.
В материалах Использованы фото
Вадима Горева и предоставленные Сергеем Зудовым
|