|
Путешествие по Белому морю.
|
|
Семейство священника Иоанна
Грибина из села Пречистое проделало путь более 500 верст по воде с
новорожденным младенцем в надувной лодке. Звание самого юного
мореплавателя в Ярославской области по праву принадлежит Дмитрию
Ивановичу Грибину,
которому 28 июля исполняется 2 месяца. Тем не менее, в столь нежном
возрасте он
уже успел совершить двухнедельное путешествие по реке Онеге и Белому
морю.
Инициаторами этого рискованного похода стали родители новорожденного –
настоятель Успенского храма села Пречистое Первомайского района
священник Иоанн
Грибин и его супруга Ирина. | Поход, совершенный в канун очередной даты Крещения
Руси, был посвящен изучению деревянных храмов Поморья.
Отец Иоанн – любитель водных
походов. На своей надувной лодке с мотором он избороздил вдоль и поперек
Рыбинское водохранилище, в прошлом году путешествовал по Онежскому озеру на мыс
Муромский, где находится мужской монастырь. Но обычно в такие сложные и в
общем-то, опасные походы детей с собой не брали. Но незадолго до рождения
пятого ребенка в семье, московский
священник отец Алексий из храма Тихвинской Божьей Матери, пригласил Грибиных в
путешествие по Белому морю.
|
| - Отец Алексий возглавляет
организацию «Общее дело», которая занимается восстановлением деревянных
храмов
севера, - рассказывает Иоанн Грибин, - мы с матушкой посоветовались и
решили
ехать вместе.
Понятно, что новорожденного
младенца пришлось брать с собой. Приготовление к этому рискованному
походу
длились больше месяца | – к надувной лодке батюшка пристроил пластиковый
каркас,
для того, чтобы можно было натянуть тент и укрыться от дождя, чтобы всем
можно
было разместиться в лодке, пришлось изобретать прицеп для вещей
|
| – его роль выполняла маленькая надувная лодка. Долго изучали маршрут
по картам и интернету, читали
отзывы бывалых мореплавателей, чтобы предусмотреть все непредвиденные
ситуации
– все-таки на борту новорожденный ребенок. Маршрут проходил сначала по
реке
Онеге, потом по Белому морю.
| - Раньше Онега была довольно опасной для судоходства
рекой, - рассказывает отец Иоанн, - но в советское время пороги взрывали, чтобы
сплавлять по реке лес, поэтому сейчас она стала более спокойной. Хотя местами
пороги все-таки остались.
Наконец, все условия для
путешествия были созданы – роды прошли успешно, владыка удовлетворил прошение
отца Иоанна об отпуске, «корабль» был полностью снаряжен и готов к отплытию. И
вот, в воскресенье, 27 июня, отслужив литургию и молебен о путешествующих в
Успенском храме села Пречистое, они отправились в дорогу.
Первое приключение случилось в
дороге – Грибины попали в ураган, наделавший столько бед на Вологодчине. Но Бог
хранил путешественников. В тот момент, когда начался ураган, они зашли в один
из вологодских магазинов, закупить продуктов в дорогу. Когда вышли из магазина,
увидели, что на их машине лежит большой рекламный баннер, который снесло
ветром. Но, к счастью, баннер был сделан из мягкого материала и потому не
повредил машину.
- Когда мы двинулись дальше, то
поразились масштабам бедствий, принесенных ураганом – по всему городу валялись
сброшенные ветром рекламные щиты, вдоль дороги лежали поваленные ураганом
деревья.
- Если бы в этот момент мы
передвигались на машине, то могли бы попасть в переделку, но Бог сохранил нас
от опасности, - уверен отец Иоанн.
|
| К ночи путешественники добрались
до города Каргополь Архангельской области. Поразила северная белая ночь.
«Раньше мы были в Питере в период белых ночей, но это ничто по сравнению
с
севером, - рассказывает отец Иоанн, - солнце заходит, наверное, на
какой-то
час, остальное время светло как днем».
| Машину оставили в Каргополе у
знакомых отца Алексия, спустили свое судно на воды реки Онеги и отправились в
путь. Удивительно, что в четырехметровой надувной лодке, все разместились
довольно свободно – отец Иоанн, отец Алексий, матушки Ирина и Татьяна и
маленький Димитрий.
|
| Беспокойство Ирины Грибиной,
как будет вести себя младенец в этом походе скоро улетучилось. Ребенок,
укаченный волнами, спокойно спал всю дорогу и просыпался только
покушать.
- Больше всего, как, ни
странно, его убаюкивал шум мотора, - улыбается матушка, - если на берегу
он
начинал капризничать, то мы, укачивая его, усиленно рычали, изображая
звук
моторной лодки, и он быстро успокаивался. Путь паломников проходил мимо
старинных сел. Когда-то многолюдные, теперь они опустели, во многих
местах даже
домов не осталось, и только старинные храмы, как памятники прошлого,
возвышались над водой.
| - Мы причаливали ко всем храмам
и часовням, которые видели с воды, - рассказывает отец Иоанн, - отец Алексий уже
проходил по этому маршруту раньше и оставил в храмах журнальчики для тех, кто
пожелает оказать какую-то помощь для их восстановления.
|
| В каждом журнале есть
описание храма, его история, фотографии, и оставлено место для того,
чтобы
путешественники могли вписать любую информацию о себе, предложить
помощь. Дело
в том, что хотя у нас и существует федеральная программа по
восстановлению
памятников деревянного зодчества, до самих храмов деньги, как правило,
не
доходят. | Все заканчивается на уровне обмеров, проектов, максимум что сделано –
поставлены леса. На этом, как правило, работы прекращаются.
|
| Первый храм, у которого
высадились путешественники, стоял в селе Пустынька. Очень необычной
формы с
«бочковидными» куполами. В советские времена в храме располагался один
из
корпусов психиатрической больницы. Судя по дощечке, прибитой к бывшему
клубу, Пустынька
была когда-то многолюдным процветающим селением.
| Табличка гласила, что
местный
колхоз выращивает сотни центнеров картофеля и зерновых, а коровы на
ферме дают
по 7 тонн молока в год, в качестве технического вооружения в хозяйстве есть
трактора и комбайны. И заканчивалось описание имущества фразой «Наша Пустынька
живет и развивается»!
Сейчас в деревне никто не
живет. Психбольница тоже покинула это место. Почему-то остался не вывезенным
больничный архив – в одном из корпусов больницы на полках лежат медицинские
карточки, личные дела больных. Ветер,
проникающий через разбитые окна, гоняет по углам чьи-то свидетельства о смерти
и о рождении. Впечатление такое, что здесь прошла какая-то чума и выкосила все
население.
На лето, правда, сюда приезжают
бывшие местные жители – старенький дедушка и отставной моряк с супругой. Он-то
и вызвался проводить экспедицию по самым опасным по Онеге порогам – Бирючевским,
начинающимся за Пустынькой.
|
| - Оказывается, до этого мы
совершенно неправильно проходили пороги, стараясь избегать мест, где
вода
бурлила и била ключом, и держаться поближе к берегу, где она была
спокойной, -
улыбается отец Иоанн, - как нам объяснил отставной капитан, напротив,
нужно
было идти по бурлящей воде, так как там глубже, а в спокойных местах
может быть
мель и есть опасность пропороть лодку об острые камни. | Бирючевские пороги мы
миновали, следуя за его моторкой, которая, как челнок бороздила реку из одного
конца в другой, выбирая наиболее безопасный маршрут.
|
| Вообще, Онега, река очень
«нескучная». Она то разливается широко и
течет бесшумно и спокойно, то вдруг сужается, становясь веселой и
шумящей. В
одном месте путешественники увидели странную картину – впереди, за
поворотом
реки у берега показались какие-то большие белые конструкции, наподобие
лодок.
Когда подплыли ближе, оказалось, что это… самые настоящие водопады,
высотой
более 5 метров,
которые каскадами падали в реку с отвесных стен. | - Так как все время было
светло, то очень скоро мы перепутали день с ночью, - рассказывает отец Иоанн, -
в один из дней нашего путешествия решили сделать перерыв и выспаться. Причалили
к берегу, разбили лагерь, покушали, попели песен перед сном и легли отдохнуть.
Когда выспались, было, как всегда светло. Мы развели костер, позавтракали,
прочитали утренние молитвы и собрались спускать лодку на воду, когда я
поинтересовался, а который сейчас час. Оказалось, что… половина седьмого
вечера. Вот такое у нас оказалось утро. К последним, Онежским порогам
путешественники подошли ночью. Старожилы подсказали, что ориентир – это
железнодорожный мост. За ним и начинается каскад порогов. Только они миновали
этот мост, как лодку накрыла густая пелена тумана.
- Туман был совершенно
непроглядный, - вспоминает отец Иоанн, - шли сквозь него абсолютно вслепую, как
в молоке, только слышно было, как бурлит под нами вода. В этот момент стало
по-настоящему страшно. Громко читали молитвы, призывали на помощь святителя
Николая – покровителя путешествующих, и Бог опять не оставил – пороги прошли
без приключений.
Когда туман рассеялся, было уже
3 часа ночи. И тут их взорам предстала странная картина – на высоком берегу
реки стояла женщина в длинной белой одежде.
- Она молча провожала нас
взглядом, и тут мне стало не по себе, - рассказывает отец Иоанн, - я подумал:
может, она провожает в загробный мир? Но вслух ничего не сказал, не стал никого
пугать. Кто такая она была – то ли реальная женщина, то ли видение, явившееся
нам в ночи, мы так и не узнали. После Онежских порогов
начиналось Белое море. Первый населенный пункт на нем – город Онега.
- Здесь мы впервые узнали, что
такое отливы, - вспоминает батюшка, - мы решили сходить в кафе покушать, а отца
Алексия оставили на море сторожить лодку. Когда вернулись, что увидели, что
лодка лежит на песке. Пришлось звать на помощь мужиков и тащить лодку волоком в
море.
|
| К вечеру пристали к острову
Кий, который знаменит тем, что у его берегов потерпел кораблекрушение
патриарх
Никон. После своего чудесного спасения, он повелел воздвигнуть на
острове
монастырь, и даже принимал личное участие в возведении здешних храмов.
Теперь
от монастыря остались лишь полуразрушенные храмы. На этом острове никто
не
живет – он очень каменистый, и удивительно, как на этих камнях растут
высокие
корабельные сосны. | Из всех построек остался единственный каменный дом, куда на
лето приезжает семья из Москвы. Безлюдие и полная тишина умиротворяющее
действует на душу. Рядом с Кием стоит другой остров, на котором расположен дом
отдыха. Протока, разделяющая острова, во время отлива мелеет, и между ними
образуется пешая дорога.
- Мы сходили погулять на этот
остров, - рассказывает отец Иоанн, - нас поразило обилие самых разных птиц,
живущих там: гуси, утки, кулики, кого там только не было! В отличие от
каменистого Кия на этом острове было много растительности, птицы прятались в
кустах и в ветвях деревьев, наполняя
воздух своими голосами…
Следующий пункт путешествия –
деревня Ворзагора, где у отца Алексия есть собственный дом. С местного наречия
ворза переводится как нетронутый лес, а все вместе словосочетание Ворзагора
означает – нетронутый лес на горах. Пока плыли к этой деревне, встретили стаю
белуг – некрупных китов. Хотя один хвост этих «некрупных» морских животных был
размером с лодку отца Иоанна и при желании, белуги могли потопить ее одним
ударом. Но животные были настроены миролюбиво, проплыли мимо лодки большим
косяком и исчезли в открытом море. В это время у них брачный период, на который
они уплывают в район Соловецких островов. Также видели игравших у берега
тюленей, и они тоже не проявили к одинокой лодке никакого интереса.
|
| - Вообще, Белое море встретило
нас ласково, - улыбается отец Иоанн, - был полный штиль, светило солнце,
на
небе – ни облачка. Вода в море была настолько прозрачной, что иногда мне
казалось, что мы идем почти по дну. Я останавливал лодку, доставал
эхолот – он
показывал глубину 7-8
метров. При этом на дне был виден каждый камешек. Теперь
стало понятно, почему это море назвали «Белым». | Всю дорогу было очень жарко, но
мы знали, что погода здесь непредсказуема, может меняться по нескольку раз в
день, и на всякий случай старались плыть так, чтобы за час можно было добраться
до берега. Когда подходили к Ворзагора, отец Алексий сказал, что лодку нужно
оставить на глубине 3,5
метров, иначе во время отлива она сядет на мель. Мы
причалили к берегу, я высадил пассажиров, выложили вещи, и я поплыл
«парковаться». Когда доплыл до заданной отцом Алексием глубина и оглянулся
назад, берега не было видно. Я решил подплыть поближе, остановился на глубине
двух с половиной метров. Поставил лодку на якорь, привязал навигатор на голову, прыгнул за борт
и поплыл к берегу, который казался маленькой точкой на горизонте. Проплыл я,
наверное, больше километра, сил уже не было, но тут, к счастью, началась
отмель. Оставшийся путь прошел пешком. Позже местные жители посмеялись надо
мной – оказывается, вовсе необязательно было оставлять лодку так далеко!
В Ворзагоре мореплавателей
приютили дедушка с бабушкой – накормили вкуснейшей камбалой, шанюшками –
пирогами с открытым верхом, начиненными морошкой, черникой и творогом. Основной
промысел живущих в деревне людей – рыболовство. Рыбу ловят на «рюжу» - это
такая сеть с карманом, куда рыба заходит, а обратно выбраться уже не может. К
сожалению, в последние годы ужесточаются законы для рыболовов – государство
ввело платные лицензии на промысловую рыбалку, ограничило размер рюжи. Многим
пенсионерам эта лицензия не по карману, да и рыбнадзор свирепствует, постоянно
инспектируя рыболовов, замеряя размер снастей и нещадно штрафуя их, если он
превышает разрешенный.
Места здесь дикие, леса –
девственные. Кабаны ходят прямо за деревенской околицей. С одним из них
столкнулся отец Иоанн прямо в хозяйском огороде, приняв его поначалу за большую
собаку. Кабан, к счастью, был не агрессивный. Постояв немного, развернулся и
убежал в лес.
В селе Ворзагоры отец Алексий
восстанавливает храм святителя Николая. В нынешнем году храм отметил свое
400-летие. Новейшая история этого храма весьма печальна – советская власть
решила сбросить с него купола. Долго искали добровольца, который согласился бы
залезть на крышу и подпилить купола, чтобы стянуть их снизу веревками. Все
отказывались. Наконец, один из местных жителей, польстившись на денежное вознаграждение,
согласился. Подпилил он два купола и вдруг увидел, что горит его дом, спрыгнул
вниз, побежал к дому. Вошел в горящую избу, чтобы спасти вещи, а выбраться уже
не смог – так и сгорел заживо. После этого никто уже не решался сбрасывать
купола с храма. Вторая церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери тоже
пострадала в годы красного террора – с нее сняли колокола и повезли на
переплавку. Но во время путешествия поднялся сильный шторм, корабль затонул
вместе с колоколами. Найти их уже никому не удалось.
|
| Теперь, стараниями доброхотов,
храм святителя Николая привели в порядок, поставили новые купола,
побелили,
покрасили, осталось только прислать в
Ворзагоры священника и наладить церковную жизнь.
6 июля, в канун праздника Рождества Иоанна Предтечи, в село
приехал
священник из города Онеги – отец Александр. Все вместе отслужили в храме
молебен, на который собралось много местных жителей и приезжих, потом
устроили
общую трапезу. - Отец Александр очень
интересный человек, - рассказывает Иоанн Грибин, - он объединил вокруг
себя
молодежь, занимается с ребятами спортивной борьбой, прекрасно играет на
магдалине, пишет стихи и рассказы.
| На следующий день 7 июля, в
праздник Рождества Иоанна Предтечи, отмечали день рождения матушки Ирины.
Варили уху из наваги и жарили на костре мидии, выловленные прямо рядом с
деревней. «Такой рыбалки у меня не было никогда в жизни! – с восторгом
вспоминает отец Иоанн, - бросаешь донку с тремя крючками на глубину 8 метров и тотчас же
вытаскиваешь трех жирных рыбин, и сколько бы ни забрасывал – рыба клюет
моментально»!
|
| Потом решили отправиться в село
Унюжму, расположенное в 45 км
по морю от Ворзагоры. Нынешней зимой это село полностью опустело –
последняя
старожилка, умерла от истощения – какой-то мерзавец украл у нее
продукты,
запасенные бабушкой на зиму. Дети, приехав навестить ее, застали
старушку
бездыханной на печке. Деревянный храм в Унюжме тоже полностью пришел в
негодность, и восстановлению не подлежит. |
|
| Единственная достопримечательность
села – музей крестьянского быта под открытым небом. Создала его уроженка
этих
мест, которая эмигрировала в Австралию. Собранная ей коллекция
деревенской
утвари – прялки, скалки, лапти, самовары, гармошки и т.д. развешена
прямо на
улице, по стенам деревянной избы. Зрелище довольно впечатляющее. | Далее, путь
мореплавателей лежал на остров Баклан, где когда-то стоял большой маяк. Маяк
уже развалился, теперь на его месте гнездятся какие-то огромные птицы. Переночевав
на острове, на другой день отправились в Онегу, а оттуда на машине обратно, в
Каргополь. Всего за 12 дней путешественники проделали путь в 550 км, из них 400 км по реке и 150 по
Белому морю.
- Что труднее всего было
переносить в этом путешествии? -
спрашиваю матушку Ирину.
- Самое страшное – это комары и
мошки, - говорит она, - стоило только выйти на берег из лодки, тут же облепляли
лицо, руки, и никакие самые «ядерные» мази не спасали. Старались поскорее
расставить палатки и разжечь костер, чтобы дымом отгонять мошкару. - Не страшно было плыть по морю
с грудным младенцем? – спрашиваю мать Ирину.
- Муж пообещал, что создаст все
условия, чтобы опасности ни для меня, ни для ребенка не было, и я ему
доверилась, - улыбается она.
Как бы то ни было,
путешественники вернулись домой целые и невредимые. Отслужив праздничную службу
в честь апостолов Петра и Павла, они вместе со всеми детьми отправились в новый
поход – на Рыбинское водохранилище.
Фото из семейного архива Грибиных. Елена БАТУЕВА.
|
Категория: Отдых в России | Добавил: vadgorev (20-Июл-2010)
|
Просмотров: 6234
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|