Из ярославских актеров
Владимир Гусев – самый востребованный в кино. По частоте появления на голубом
экране Гусев уже догоняет столичных коллег – за последние четыре года он снялся
в 15 фильмах. В таких случаях в людях, как правило, срабатывает «синдром
провинциала» - без оглядки бежать в столицу, делать головокружительную карьеру.
А вот Владимир Евгеньевич покидать Ярославль не собирается, хотя предложения от
маститых режиссеров поступают к нему с завидной регулярностью. Секретом своей
популярности он делится сегодня с читателями АиФ.
- Владимир Евгеньевич,
как получилось, что вы начали сниматься в кино? Какая была Ваша первая роль?
- Все началось с
гастролей нашего камерного театра в Москве. Первый раз мы гастролировали в
филиале театра Маяковского на Сретенке. Наш спектакль «Интервью» прошел с
полным аншлагом. После спектакля к нам обратился московский драматург Владимир
Брагин с предложением отыграть еще один раз для сотрудников «Мосфильма». Мы
стали объяснять, что у нас нет финансовой возможности сделать повтор: слишком
дорогая аренда зала. Тогда он сказал, что сам все оплатит.
На спектакль пришло где-то человек 150
мосфильмовцев. Среди них было много известных актеров и режиссеров, в том числе
режиссер, снявший фильмы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» Владимир
Краснопольский. После спектакля он подошел ко мне и предложил роль в своем
фильме «Сыщик». Это и стало началом моей кинокарьеры.
Ну, а дальше уже все
шло более-менее по накатанной. Стал обзаводиться знакомствами, попал в
картотеку «Мосфильма», постепенно начали поступать предложения от других
режиссеров.
- Расскажите о своих
последних работах.
- В этом году у меня
были роли в трех фильмах. Самая большая – в телесериале «Боец» режиссера
Евгения Серова. Премьера его состоится на канале RenTV 15 ноября.
Съемки проходили в Москве и в Ростове на Дону. В этом фильме я сыграл
следователя прокуратуры, который не чист на руку, совершает не очень порядочные
поступки по отношению к людям. В общем, отрицательный персонаж. А вообще, жанр
этого фильма я бы определил, как психологический детектив, там присутствует и
любовь, и довольно острый сюжет. Много места отведено теме мест лишения
свободы. Режиссер развенчивает «романтику зоны», показывает, что так называемые
блатные законы, устои воровского мира – это надуманные понятия, на самом деле
все упирается в человеческий фактор, и в жизни все эти законы оказываются
липой.
- Почему-то в кино за
Вами прочно закрепилось амплуа отрицательных героев – мэр в «Мусорщике», губернатор
в «Олигархе» - все они злодеи.
- Ну, в «Мусорщике»,
мэр вовсе не злодей. Наоборот, философ, уставший от жизни человек, который
потерял очень многое, даже собственного сына. А вот роль в «Олигархе»,
действительно отрицательная – там я сыграл губернатора северного округа,
который стремится к власти, мечтает стать президентом, и при этом не особенно
разборчив в средствах достижения своей цели. Но вообще-то, в кино у меня
действительно сложилась тенденция к отрицательным и драматическим персонажам.
Хотя, до этого, работая в театре, я всегда играл комедийных персонажей и очень
этим тяготился, хотелось сыграть серьезную роль, а теперь играю одноплановые
роли в кино.
Если вернуться к последним работам, то они из
того же амплуа. В фильме «Искушение Титаника» у режиссера Виноградова, я сыграл
роль главного редактора газеты, также неизлечимого карьериста – по сюжету он
становится вице-губернатором, который работает одновременно и на власть, и на
криминал. Роль самого губернатора сыграл Валентин Смирницкий.
Третий фильм, в котором
я снялся нынешним летом – это полнометражная кинокартина режиссера Ланского,
под названием «Голова Гоголя». Это такая страшная история, о том, как наши
современники вскрывают могилу Гоголя, и обнаруживается, что в ней нет головы. Вокруг
этой головы и разворачивается весь сюжет, который по жанру можно определить как
историческая фантастика. В этом фильме я сыграл, можно сказать, самого себя –
ведущего артиста театра. Сейчас работаю в фильме «Блаженная»( кто режиссер?) ,
где я играю председателя приемной комиссии одного из московских университетов.
Еще одну роль буквально сегодня предложила мне телекомпания, которая снимала
для первого канала фильм «Участок». Но о ней пока еще рано говорить: я человек
суеверный, и пока не вступил на съемочную площадку, стараюсь не распространяться
о своих работах.
- Обычно, когда на
провинциального актера появляется спрос у столичных режиссеров, он тут же
старается перебраться в Москву. У вас нет планов, покинуть Ярославль?
- Московский период уже
был в моей биографии – в 1996 году я поступил в Театр комедии, проработал там
год и вернулся назад, хотя там у меня были ведущие роли. Но меня не устроил ни
творческий уровень театра, ни жилищные условия. А потом я не считаю, что для
того, чтобы добиться больших успехов в творчестве, нужно обязательно жить в
Москве. Много знаменитых людей живут в глубинке. Вот, к примеру, писатель
Виктор Астафьев всю жизнь прожил в Сибири, и прекрасно себя чувствует. К тому
же, между Москвой и Ярославлем не такое уж большое расстояние, и вполне можно
ездить на съемки отсюда.
- Владимир Евгеньевич, в
театре вы один из ведущих актеров, играете серьезные и достаточно сложные
произведения, а в кинематографии у вас много работ, что называется «проходных».
Это Вас не задевает?
- Я понимаю, что
телесериалы уже всем надоели, если честно, я и сам их не очень люблю. Некоторые
сериалы, в которых мне приходилось сниматься, мягко говоря, не отвечают моим
представлениям о творчестве. Но если отказываться от «проходных» ролей, и ждать
своего звездного часа, то можно ведь его и не дождаться. Конечно, хорошо, когда
гениальный режиссер ставит гениальную картину, и ты в ней получил именно ту
роль, о которой мечтал, но чтобы тебя пригласили на такую роль, нужно приобрести
известность, а для этого необходимо, что называется, «примелькаться». Надо
много играть, чтобы быть всегда на виду, тогда появляется больше шансов
хорошего предложения. Недавно мне позвонил Александр Мета, предложил роль в
своем новом фильме. Я его спросил: «А откуда Вы меня знаете?», он сказал:
«Видел Ваши работы, мне понравилось». А если бы я отказывался от сериалов, то
кто бы меня знал? Конечно, в театре, у меня более разнообразные и интересные
роли, но я думаю, что я еще сыграю свою «звездную роль» и в кинематографе.
- И все-таки, в какой
сфере больше принадлежат ваши симпатии – театру или кино?
- Все зависит от уровня
творчества. Может быть сильный кинематограф и слабый театр и наоборот. Если
уровень творчества низкий, то работа не доставляет радости, неважно где это
происходит. Если ты играешь в хорошем театре и снимаешься в хорошем кино – это
счастье для актера. Вообще, везде, где есть настоящее творчество, настоящее
искусство, есть возможность себя воплотить, создать образ, работать интересно.
Но, безусловно, для актера – театр более сложный и творческий вид искусства,
нежели кино. Кино снимается кусочками, и что из них слепят, от актера уже не
зависит. Могут смонтировать так, что твоя роль потеряется, а могут, наоборот,
так, что будешь смотреться очень выигрышно. То есть, это дело техники.
В театре по-другому –
здесь живое искусство, если ты способен держать перспективу роли, то ты Актер.
Тут уже работаешь от начала до конца, все зависит только от внутренней
актерской природы. В театре больше сложности и ответственности.
- Как вы думаете, не
отомрет ли театр, как искусство в будущем? Ведь в связи с развитием новых
технологий есть опасность, что люди перестанут ходить в театр, будут общаться с
искусством через телевидение или Интернет?
- Помните, в фильме
«Москва слезам не верит» один герой, Рудольф, говорит: «Телевидение затмит все.
Книг не будет, театр отомрет!» С того времени прошло почти полвека, но театр
как существовал, так и существует. Это совершенно иная форма искусства, нежели
телевидение. От просмотра фильма человек никогда не получит таких эмоций, как
от спектакля, где идет живое общение с актерами. Это совершенно иное
восприятие, а потому, люди всегда будут ходить в театры. В Москве есть такие
спектакли, билеты на которые стоят от 100 до 150 долларов, и там полные
аншлаги! Потому что людей это задевает. Зритель так устроен, что ему необходимо
сопереживать, сочувствовать, а если он хочет смеяться, то это должно быть
хорошее веселье.
К сожалению,
телевидение последних лет, все меньше дает человеку такую возможность. Свобода
на телевидении пошла в ущерб его качеству, и многие сейчас вообще не хотят
включать телевизор, лучше предпочитают почитать книжку.
Людям хочется чего-то
настоящего, сильного, и театр это дает. Поэтому хороший театр никогда не
отомрет, и всегда будет востребован.
Беседовала Елена
БАТУЕВА.
На снимке Владимир
Гусев.
Фото автора.
|