В нынешнем году
Ярославский камерный театр под руководством Владимира Воронцова отмечает свое
пятилетие. 1 октября в театре начнется новый сезон. Он открывается спектаклем
«Русский ланч» по мотивам пьесы Тургенева «Завтрак у предводителя».
В нынешнем сезоне актеры
порадуют зрителей двумя новыми премьерами. Это спектакли «Прощай, Иуда», и «Дон
Кихот. Версия умалишенных» по пьесе Леонида Рокотова, автора одной из самых
популярных пьес театра «Моцарт и Сальери».
Каприз актеров затянулся на пять лет.
Единственный в России частный репертуарный
штатный театр, возник пять лет назад, по прихоти двух ярославских актеров Юрия
Ваксмана и Владимира Гусева. Просто однажды они решили, что им тесно в рамках
традиционных репертуаров городских театров и решили поставить свою пьесу. Этой
идеей им удалось увлечь режиссера Владимира Воронцова. Так родился первый
спектакль для двух актеров по пьесе американского драматурга Питера Суита
«Интервью». Пьеса, которую выбрал Владимир Воронцов, стала полной
неожиданностью для актеров: Ваксман и Гусев хотели поставить что-нибудь
комедийное, веселое, а получилась глубокая психологическая драма. Тем не менее,
именно с этого спектакля началась история театра, именно он принес успех
актерам. В 2000 году на театральном фестивале Смоктуновского, где, кроме нашего
камерного театра присутствовали только столичные труппы из Москвы,
Санкт-Петербурга, Киева и Минска, ярославцы получили за постановку «Интервью» 4
кубка.
Ваксману рукоплескали
петербуржцы.
Потом были новые спектакли. Самым популярным
из них, по праву можно назвать «Представление трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и
Сальери» на убогих подмостках конца ХХ столетия». Его в Ярославле видели,
наверное, все любители театрального искусства. Кстати, этот спектакль произвел неизгладимое
впечатление не только на нашу публику. С ним камерный театр несколько раз
гастролировал в Москве и в Санкт-Петербурге. Вот, к примеру, некоторые отзывы о
спектакле восторженных петербуржских зрителей:
«Браво!
Если
честно, даже не ожидали.
Игра
Юрия Ваксмана (в особенности) достойна высших похвал!
Много
интересных находок – и авторских и режиссёрских.
Спектакль
«Моцарт и Сальери»был в своё время, видимо, действительно, поставлен выдающимся
режиссёром.
Вы
заслужили любовь требовательной петербургской публики.
А.Лернер»
«Я на самом деле не любитель
театров, но все же иногда их посещаю, и вот затащила меня подружка на этот
спектакль, я улегся в кресле, вставил плеер в уши и приготовился к 2 часам
скуки. Но уже после первых 5 минут я сидел уставившись на сцену, такой игры
актеров я еще никогда не видел... этот огонь в глазах, эти лица! В других
театрах я был всего лишь сторонним наблюдателем, здесь же я как бы очутился
рядом с героями, вместе с ними смеялся и расстраивался. 2 часа пролетели
незаметно и я даже немного расстроился, когда спектакль закончился. Но в душе
от него что-то осталось, я до сих пор переживаю те же ощущения что и в театре и
это здорово. Спасибо вам огромное, что возродили во мне веру в наш театр, я то
уж думал что российское искусство умирает окончательно.
С
наилучшими пожеланиями,
Анатолий.»
«Спасибо
вам за ваши спектакли! «Моцарта и Сальери» я в первый раз смотрела в Ярославле,
была в восторге. И сегодня я снова здесь. Трудно найти слова, чтобы описать
восхищение. Хочется плакать. Хочется смеяться. Хочется думать о том, что вроде
бы упустила. Столько новых, ярких впечатлений.
Этот
спектакль – действительно нов и оригинален... Прост и выразителен. Это две
стороны нашей жизни. Это хочется увидеть ещё много раз. Я люблю театр. Люблю
Ярославль. И вас!
С уважением, Мария Торлопова»
Актер и зритель
на одной планке.
Сейчас в театре работает шесть штатных актеров и
несколько приходящих. Они играют отдельные роли, работая постоянно в других
театрах – Ярославском ТЮЗе, московском театре сатиры. В нынешнем году,
поделился секретом Юрий Ваксман, труппа пополнится еще одним московским актером
из МХАТа, который будет играть в одной из новых постановок. Популярность театра
определяет, прежде всего, репертуарная политика. «Мы стараемся находить такие
пьесы, которые мало известны широкому зрителю, редко ставились на театральных
подмостках, - рассказывает актер и соучредитель камерного театра Юрий Ваксман,
- В этих пьесах главное – не лихо закрученный сюжет, зачастую, как в «Интервью»
или «Моцарте», в них, собственно и нет четко выстроенной фабулы. Они завоевывают
сердце зрителя драматизмом, глубиной и подлинностью чувств, которые переживают
герои, искренней игрой актеров. Именно камерный театр имеет возможность
достучаться до сердца каждого, кто пришел на спектакль. Благодаря небольшому
помещению зритель оказывается как бы на одной планке с актером, это как крупный
план в кино, когда можно увидеть каждый жест и каждую деталь мимики актера. Но
особый захватывающий эффект дает то, что все это человек видит не записанным на
пленку, а это происходит вживую, здесь и сейчас на его глазах».
Такой эффект «живой игры», конечно, вряд ли сможет
быть достигнут в обычном театре с галеркой и балконами. На спектакле в камерном
театре может присутствовать максимум сто человек.
Сцену питают блины и куры.
Понятно, что такой театр не может сам себя окупать. А
потому, для того, чтобы труппа все-таки существовала и творила, его создатели
придумали оригинальный коммерческий ход. Каждый актер занимается своим
маленьким бизнесом, средства от которого идут на постановку спектаклей. К
примеру, полюбившиеся ярославцам закусочные на колесах блинные «Во, блин!» и
куры гриль «Съем сам!» - это изобретение актера театра Михаила Левченко, а
главное предприятие, поддерживающее театр – знаменитое кафе «Актер» на улице
Кирова. Открыл его актер Юрий Ваксман, вернувшись в Ярославль из заграничных
странствий по Кипру и Израилю, где он пытался заняться ресторанно-гостиничным
бизнесом. Однако, жизнь на чужбине оказалась несладкой - несколько лет
помотавшись за границей, Ваксман решил вновь вернуться на сцену.
Кроме того, с прошлого года у театра появился спонсор
– это ярославское землячество в Москве. Это своеобразный клуб уроженцев
Ярославля, перебравшихся на ПМЖ в Москву. Возглавляет его бывший заместитель
министра коммунального хозяйства Станислав Сосновцев.
Несостоявшийся
дебют Михаила Круга.
Кстати, первое кафе Юрия Ваксмана «Свеча», которое
располагалось в новой высотке на площади Юности, увековечил в своей песне,
посвященной Ярославлю, известный певец Михаил Круг: «Поехали в «Свечу», нас
Ваксман ждет…»
«С Михаилом мы были действительно большими друзьями, -
рассказывает Юрий Ваксман, - он довольно часто приезжал в Ярославль, посещал
наш театр, каждый раз, когда у него были гастрольные поездки, заходил ко мне. У
нас даже были планы по созданию совместного проекта – он предложил нам с
Владимиром Гусевым начитывать литературный текст между песнями, которые должны
были быть записаны на его новом диске. Запись должна была происходить в Одесской
студии. Мы с Гусевым уже были там, когда произошло нападение на дом Круга.
Другой проект, который он также не успел осуществить – это написание сценария
для фильма-фантасмогории «Рождение Владимира Ильича Ленина». Собственно это был
текст не о Ленине, как таковом, а о его родословной которую Круг собирался
исследовать начиная с 16 века. Уже были написаны две крупные сцены, когда жизнь
Михаила трагически оборвалась.»...
Свое пятилетие камерный театр отметит фестивалем под
названием «Театральные салоны». В нем будут участвовать 6 театров из Москвы и
Санкт-Петербурга. Приедут со своими спектаклями Елена Камбурова и Евгения
Симонова. Фестиваль продлится с 1 по 6 ноября, а в заключение его пройдет
юбилейный вечер. Актеры «Камерного» надеются увидеть на своих торжествах всех
друзей театра.
«Сейчас нет такой моды на театр, как это было в
советские годы, - говорит Юрий Ваксман, - и отцы города больше поддерживают
элитный спорт, нежели театральное искусство. Однако, звезды хоккея забываются
очень быстро, а искусство остается вечным. Это воспитание души, а потому оно
всегда будет востребованным».
Елена БАТУЕВА.
|