Жители Борисоглеба уже
привыкли слышать ритмичные звоны монастырских колоколов. Но далеко не все знают,
кто именно дарит нам возможность послушать эти звоны.
Бывший житель столицы, а ныне
дипломированный звонарь Сергей Башкиров живет в селе Андреевское-на-Лиге. Год назад он окончил Ярославскую школу
звонарей, и теперь каждую церковную службу сопровождают колокольные звоны в его
исполнении. До того, как приехать в Борисоглеб, Сергей
12 лет проработал барменом в различных ночных клубах Москвы, потом занимался
бизнесом. Почему он оставил столицу,
уехал в глубинку и стал звонарем, Сергей рассказывает нашим читателям:
- Поначалу
я хотел сделать карьеру в ресторанно-гостиничном бизнесе, но в какой-то момент понял,
что это путь тупиковый, ведущий, что называется, «в пучину разврата», -
рассказывает Сергей Башкиров, - и решил поискать другой способ заработка. Тогда
я был еще далек от церкви, а потому просто искал новый вид бизнеса, не связанный
с индустрией развлечений.
Кто-то из знакомых рассказал Сергею, что
неплохой бизнес можно сделать в Индии, в штате ГОА, куда в конце девяностых
ринулись российские бизнесмены. И бармен решил попытать
удачи.
- Все бы ничего,
но почему-то я панически боялся перелета, - вспоминает Сергей. - Чем ближе становился день отлета,
тем больше на меня нападала паника. Своими страхами я поделился с сестрой
Еленой, которая в то время уже ходила в храм. Она посоветовала мне сходить в
монастырь на Петровке. Пошутила: «Уж если что и случится, хотя бы очистишь душу
от грехов».
За день до
отлета Сергей отправился на исповедь. Выложил батюшке все свои грехи и
почувствовал неимоверное облегчение.
- Вышел я из
храма после исповеди, и тут начали звонить колокола, - рассказывает будущий
звонарь, - этот звон произвел на меня совершенно потрясающее впечатление, просто
перевернул всего. Видимо, с того момента и началось преображение моей
души.
Сергей
благополучно долетел до ГОА, нашел там почву для хорошего бизнеса, стал возить в Москву мебель ручной работы из
древесины грецкого ореха. Живя в Индии и наблюдая за нравами и обычаями местных народностей, Сергей начал
задумываться о разнице в традициях, обычаях, культуре. Например, для индусов не считается зазорным
при торговле обмануть покупателя или партнера по бизнесу. То, что у нас
считается безнравственным, аморальным, для их сознания вполне допустимо. Так, через сравнение двух культур и их
религиозных основ, Сергей пришел к
необходимости привести в порядок свой собственный духовно-нравственный уровень.
- Возможно, во
мне заговорили гены, - улыбается он, -
по отцовской линии у нас в роду были люди верующие; кто-то из
прапрадедушек, говорят, даже был церковным старостой. Я опять отправился в тот
же монастырь на Петровке, к отцу Борису, который принимал мою первую исповедь.
Сказал, что хочу послужить церкви, замолить грехи молодости. Батюшка отправил
меня в Борисоглеб к игумену
Иоанну.
Так 4 года назад
Сергей впервые оказался на борисоглебской земле, стал
трудиться на монастырских послушаниях. Но потом пришлось снова ехать в Индию по делам бизнеса.
- Помню, было
это после Рождества,- вспоминает Сергей, - звоню из Индии домой, а мама говорит:
«Тебе письмо пришло из Борисоглебского монастыря». Я попросил ее прочитать это
письмо. Там было поздравление с Рождеством от игумена. Мама стала читать письмо,
и тут я понял, что ни в какую Москву я больше не вернусь, что плевать я хотел на
все эти деньги и бизнес, что мое место там, в Борисоглебе.
Вернувшись домой, Сергей
купил участок земли в селе Андреевское и начал строить там дом. Как раз в то время были привезены в монастырь
новые колокола, и Сергей часто поднимался на звонницу, чтобы послушать, как
звонит монастырский послушник Димитрий. «Я просил его,
чтобы он научил меня звонить, но Димитрий посоветовал
пойти учиться в ярославскую школу звонарей, которая как раз в то время делала набор на новый учебный курс. Я подошел к
игумену, попросил рекомендательное письмо и, получив его, отправился в
Ярославль».
Как оказалось,
чтобы научиться звонить, нужно пройти еще
много других церковных дисциплин. Колокольный звон - это не просто красивое музыкальное оформление, а часть службы.
Звонарь должен знать порядок богослужения, уметь читать на церковнославянском
языке, разбираться в церковных гласах. Все эти науки пришлось постигать Сергею.
- Самое сложное
для меня оказалось выучить церковнославянский язык, -
вспоминает Сергей, - мне казалось, что это какие-то марсианские письмена,
которые я никогда не научусь разбирать, но постепенно начал вникать в смысл
церковных текстов, научился читать псалтырь, стал понимать значение и порядок служб.
Преподаватели
школы звонарей объясняли, что колокол - это не музыкальный инструмент, а
священный предмет. Звон не должен напоминать музыкальное произведение, потому
что через музыку обычно передается чувственность, которая открывает дверь страстям. Церковный звон - это
не мелодия, а ритмический рисунок, он должен направлять душу к горнему, будить неземные чувства.
В школе звонарей
преподавали именитые мастера. Это Николай Иванович Завьялов, старший
звонарь Сретенского монастыря в Москве, автор многих научных статей по анализу колокольного звучания; Валерий Михайлович
Гаранин, звонарь Спасо-Ефимьевского монастыря города Суздаля, который уже
более 25 лет участвует в многочисленных фестивалях и конкурсах звонарей. Из
ярославцев занятия вели проректор Ярославской духовной
семинарии игумен Савва, старший звонарь Ярославский епархии Владимир Дегтярев,
старший звонарь Спасо-Преображенского монастыря города
Рыбинска Александр Михайлов, регент церковного хора Людмила Зуммер. Вообще
преподавателей в школе столько же, сколько учеников в одном наборе, – 12. Набор
школа делает два раза в год, осенний и
весенний, так что звонарей стараются выпустить к большим праздникам – Рождеству
и Пасхе. Сергей учился в осеннем наборе и экзамены
сдавал год назад, перед самым Рождеством.
- Все было
по-настоящему, как и положено в учебном заведении: дипломная работа, экзамены по всем предметам. Сдавали литургику, церковное пение, оборудование колокольни. Ведь
звонарь должен знать и то, как правильно развесить колокола, и как, при
необходимости, провести оперативный ремонт, - объясняет
Сергей.
Окончив учебу,
Сергей Башкиров вернулся на Борисоглебскую звонницу дипломированным звонарем и
уже год совершенствует свое мастерство.
- Каждый звон
имеет свое значение и свое место, - объясняет Сергей, - есть звоны праздничные,
есть будничные. Бывают звоны постовые, славословные,
погребальные, полиелейные. Есть специальный звон на
водосвятный молебен, на приезд архиерея, на крестный
ход. По идее, если разбираешься в специфике звонов, то, сидя дома, можно по
звону определить, какая именно служба идет в настоящий
момент.
Во время
литургии и всенощной звоны совершают в определенные моменты службы. Например,
вечером перед началом всенощной, затем- перед
шестопсалмием, когда начинается утреня,
потом - перед выносом Евангелия. На каноне после восьмой песни во время пения
«Честнейшей» звучат 9 ударов колокола в
честь девяти ангельских чинов.
Также
отличаются по назначению и колокола.
Самый большой колокол - благовест. Он издает равномерные ритмичные звуки. С помощью маленьких
колокольчиков получается трезвон, украшающий любой праздничный звон. Самый
тяжелый колокол считается праздничным. В него звонят только по двунадесятым
праздникам. Вес праздничного колокола может доходить до 60 тонн. Такой колокол
есть в Троице-Сергиевой Лавре. Чтобы привести его в действие, необходимо
несколько человек. В Ростове Великом самый большой колокол, Сысой, весит 32 тонны.
В Борисоглебском
монастыре сейчас 10 колоколов, отлитых
на Тутаевском заводе Шувалова. Правда, на территории
монастыря, в музее, хранятся 18 старинных колоколов, собранных со всего района
сотрудником музея Светланой Лапшиной. Многие колокола были ею спасены от
уничтожения, ведь в безбожные времена колокола сбрасывали со звонниц, топили в
реках и даже расстреливали. До сих пор на звоннице Андреевского храма села Андреевское-на-Лиге висит колокол с пулевым отверстием. У
такого колокола нарушено так называемое «звуковое кольцо», и он уже не сможет
звучать, как раньше.
По словам Сергея
Башкирова, звук старинных колоколов намного отличается от современных. Звук у них совсем другой, «намоленный». А
потому мечта звонаря - вернуть монастырю и борисоглебским храмам старинные колокола.
- Я считаю, что
церковный колокол должен быть на звоннице. Ведь это то
же самое, что и икона, которая теряет свое значение, если висит в музейных
залах. Колокол - это икона в звуке, и его назначение - собирать народ на службу,
- рассуждает Сергей.
Спрашиваю
Сергея, считает ли он звонарное дело своей профессией
или это больше хобби.
- Звонарь -
такой же участник богослужения, как и те, кто служат в алтаре, - отвечает он.
-В Москве, например, звонари получают хорошие деньги за
свою работу. Я, конечно, звоню не ради денег, мне нравится участвовать в
богослужении, чувствовать, что я тоже вношу свой вклад в святое дело. Но это не
главное… Как известно, первым в рай вошел разбойник. Он
был принят туда не за труды и добрые дела, а за искреннее покаяние. Можно
служить в алтаре, но при этом душой отстоять далеко от Бога, а можно быть
смиренным мирянином и покаянием войти в рай. Конечно, то, чем я занимался раньше
и что делаю теперь - это небо и земля. Живя здесь, я ощущаю себя счастливым. Как будто вышел из бани, чистым, отмытым от
прежней мирской грязи. И вот смотрю на все, что раньше меня прельщало: деньги,
машины, модные дорогие вещи, - и понимаю, что все это оказалось ненужным,
похожим на мыльный пузырь. Да и сама
наша жизнь, при ближайшем рассмотрении, это тоже мыльный пузырь, который когда-то непременно
лопнет. И если мой пузырь лопнет здесь, на звоннице, при ударе колокола, значит,
надежда меня не покинет…
Елена БАТУЕВА.
|